Александр Кенель — заключенный Соловецкого лагеря особого назначения

12.11.2019

12 ноября 1898 года родился Александр Александрович Кенель — композитор, пианист, музыковед, основоположник профессиональной музыки в Хакасии, заключенный Соловецкого лагеря особого назначения.

 

 

Закончив в 1927 году Ленинградскую консерваторию по классу композиции (класс М. О. Штейнберга), А. Кенель в июле того же года был осужден по статье 58-5 УК РСФРСР и приговорен к трем годам заключения в СЛОН.

Сам Александр Кенель предпочитал не упоминать о своем заключении в печально известном лагере, в связи с чем имеются лишь скудные сведения об этом периоде его жизни. Среди тех, кто знал о его пребывании там и оставил некоторые свидетельства, был Дмитрий Сергеевич Лихачев. В своей книге «Воспоминания» он пишет о вечере в Соловецком театре, состоявшемся 12 января 1929 года. «Самое интересное, — отмечает Лихачев, — что исполнялись отдельные части оперы „Кобзарь“, сочиненной заключенным Кенелем. Как и все представления в Солтеатре, начало было поздно — в 9 часов, так как официальный конец работы в лагере был в 8 часов вечера... И все это в разгар тифозной эпидемии и истязаний на общих работах! Воистину „Остров чудес!“».

Есть и свидетельство самого композитора о своей деятельности в лагере. В 1929 году в журнале «Соловецкие острова» он опубликовал статью «Музыкальное оформление в соловецком театре». Оркестр для сопровождения спектаклей поначалу не удовлетворял требованиям Кенеля. Он пишет: «Налицо несколько непрофессионалов, в порядке принудработ играющих то, что им подложат из имеющихся нотных запасов». Через некоторое время композитор добился, чтобы в лагере на толстой оберточной бумаге стали печатать ноты. И, по его словам, «началась настоящая художественная работа».

На Соловках он пишет музыку к спектаклям «Маскарад», «Учитель Бубус», «Луна слева», «Дезинфекционная камера». В 1929 году Соловецкий театр ставит оперу «Евгений Онегин» в концертном исполнении, где звучала музыка, написанная Александром Кенелем. Он же сочинил и «Соловецкий гимн».

После освобождения Александр Кенель работал в театрах Воронежа, Сталинграда, Ташкента, Новосибирска и Красноярска, а в 1942 году связал свою жизнь с Хакасией, став «классиком хакасской музыкальной культуры».

По материалам статьи Алексея Анненко «Неизвестный Кеннель» (ежедневное республиканское издание «Хакасия», 12 апреля 2011 г.).