Девушки – курсанты Учебного отряда Северного флота

11.09.2020

Продолжаем цикл публикаций к 80-летию организации Учебного отряда Северного флота на Соловецких островах. Девятый выпуск раскрывает историю военной подготовки женщин в рядах Учебного отряда.

Выпускницы Школы связи в Ваенге во время службы в 356-ом отдельном батальоне воздушного наблюдения. 1944 г.
Девушки-курсанты Школы связи УО СФ с полковым комиссаром и начальником Школы Г.И. Ермаковым (справа). Лето 1942 г.
Девушки - инструкторы Школы связи УО СФ. Соловки. 1943 г.
Группа младших командиров 78-го Военно-Морского госпиталя. Соловки, 1943-1945 гг.

Известно, что женщины принимали активное участие в военных действиях времён Второй мировой войны. Они проходили подготовку и сражались в одном строю с мужчинами. Так было и в Учебном отряде Северного флота, расположенном на Соловецких островах.

Девушек призвали в 1942 году постановлением Государственного комитета обороны № 1703. 30 мая первую группу курсанток доставили на Соловки. В политдонесении о приеме молодого пополнения от 19 июня 1942 года значится, что на архипелаг прибыло 234 девушки для обучения специальностям Военно-морского флота. Девушки были направлены в Школу связи – 117 человек (все радистки) и в Объединенную школу – 117 человек (из них обучались на химистов – 34 человека, на кладовщиков – 83 курсантки). Как правило, девушки, имевшие среднее образование, учились на радисток и связисток. Кроме того, кто-то работал в кадровой роте и в госпитале.

Из воспоминаний В.Д. Лысковой (Смеловой): «После санитарной обработки нас всех разместили в заранее подготовленных помещениях: девушек из Школы связи – в отдельном корпусе, из Объединенной школы – в кубриках второй роты в одном из корпусов Кремля. В кубриках были лозунги, плакаты, портреты руководителей партии и правительства, тексты военной присяги».

Занимались с девушками военнослужащие Военно-морского флота. Под их руководством курсантки осваивали аппаратуру, радиотехнику, электротехнику. Политико-воспитательную работу проводили комсорги смен, с положением на фронтах знакомили ежедневно. В Учебном отряде специально подбирался и инструктировался начсостав рот девушек. Ротой радисток в Школе связи командовал главный старшина Каинов. Политруком роты был старший политрук Ельцов.

Кроме того, девушки посещали Кремль, где командование организовывало лекции, доклады, концерты. Из воспоминаний Г.Н. Ядрихинской: «Многие из нас принимали активное участие в художественной самодеятельности в Доме флота Учебного отряда». Из девушек был организован отдельный хор. Исполнялись песни военного времени («Что ты смотришь, родимый товарищ…», «Ой Днипро, Днипро») и русские народные песни. Солисткой и запевалой была Катя Ярина-Волкова.

С июня по октябрь 1942 года на Соловках по ускоренному курсу обучали связисток. Они были нужны флоту на посты Службы наблюдения и связи, в штабы и подразделения. За три месяца из девушек вышли хорошие специалисты. Передача и прием были отработаны «на отлично» (120 знаков в минуту). В конце учебы девушки исключительно хорошо сдали строевую подготовку на плацу Школы связи, четко и точно выполнив все команды. После окончания подготовки большинство девушек оказалось на полуострове Рыбачьем.

Многие из девушек-добровольцев на флоте были медсёстрами, некоторые из воспитанниц Учебного отряда служили в батальоне воздушного наблюдения и других частях.

 

Из воспоминаний В.Д. Лысковой (Смеловой), г. Мурманск (Архив Соловецкого музея-заповедника. Ф 2. Оп. 2. Л. 1.):

«…Ранним утром, при тихой штилевой погоде, нас на барже доставили на Соловки. Старый причал – белоснежные стены Кремля и высокий монастырь нас поразили. Встретили нас начальник Учебного отряда генерал-майор [П.С.] Броневицкий, начальник Объединенной школы А.П. Баруздин и военком школы В. Столяров. Одеты они были в мундиры (торжественно). В Школу связи от нас увели девчат, и больше я с ними ни разу не встречалась. Хотя знала, что это недалеко – 3 километра. Разместили нас в Кремле, а затем по большому сбору всех построили на коридоре. Генерал-майор предупреждал, что условия для нас будут самые неподходящие, и ухаживать за собой придется очень мало, а поэтому у кого длинные косы, их надо состричь. Баня тоже работала нерегулярно, все собирались купаться на озерах, сушили всю одежду на себе, а гладили руками. Предупредил, что жить летом будем в землянках и палатках, а осенью в Кремле.

Для нас ребята краснофлотцы построили землянки и растянули палатки. По 90 человек поместили в землянки. Там были сплошные двойные нары, и грунтовая вода стояла ровно под первые нары. С подъема до отбоя мы не находились в землянках, поэтому как-то и не замечали. Да еще отработка по боевой тревоге. Выбегали, а сапоги задниками наперед и фланелевки вперед гюйсом. Раз по 6 и больше поднимал нас военком по тревоге. А боевая выучка, отработка такой трудной задачи была в совершенстве освоена и как легко было потом в части. Строевой подготовкой занимались на территории аэродрома, около моря. Благодарны за это военкому. Учебные классы были в Кремле, а камбуз летний расположен был на расстоянии километра или еще больше.

Группы химистов были по 30-40 человек. Было 2 группы, в одной из групп была и я. А кладовщики все были разделены на группы – продовольствеников-вещевиков, шкиперов, и, наверное, технического оснащения…

Старшиной нашей женской роты был Хоменко, командиром роты капитан Кочетков. После окончания Учебного отряда в октябре 1942 г. нас списали в распоряжение Северного флота. До окончания войны я служила в аккумуляторной станции…».

Продолжение следует…