Экспериментальная археология на Соловецких островах

08.07.2020

Экспериментальная археология России зародилась во времена Советского Союза, но широкое распространение получила в постсоветское время.

Лодка – долбленка в Белом море. Июль 2010 г.
Проект «Соловки – материк…». «Берестянка» на переходе «Рабочеостровск – о. Немецкий Кузов». Май 2009 г.
"Берестянка" на выставке в Соловецком музеей-заповеднике

Первым археологическим экспериментом на Соловках следует считать строительство двух каменных лабиринтов и «символической выкладки» под названием «Вентерь», выполненное Архангельской археологической экспедицией под руководством А.А. Куратова в 1978 г. Эксперимент подтвердил возможность строительства лабиринтов в древности «по спирально-прочерченному принципу предварительного конструирования» (гипотеза А.А. Куратова) и подарил Соловецкому музею-заповеднику новый объект экскурсионного показа.

В 2009-2012 гг. сотрудники Соловецкого музея в содружестве с мастерами по дереву из Архангельской области осуществили экспериментальный проект «Соловки – материк: древние морские пути».  Были построены и испытаны в условиях Белого моря три варианта лодок, на которых могли ходить на Соловки с материка в древности: берестяная, долбленая и кожаная.

Каркасные лодки (с обшивкой из бересты и сыромятных шкур быка) были построены по инициативе и под руководством народного мастера по бересте из г. Котласа А.В. Шутихина. Параметры лодки: длина – 5,5 м, ширина по бортам – 1,0 м, высота – 0,6 м, толщина обшивки – 2-3 мм, вес – 45 кг, грузоподъемность – около 300 кг. Экипажи «берестянки» (А. Шутихин и А. Мартынов; С. Балан и А. Мартынов) прошли в общей сложности около 40 км по Белому морю, экипажу «кожанки» (А. Мартынов, А. Момотов, А. Шарков и А. Шутихин) пришлось свернуть эксперимент на полпути с западного побережья к архипелагу Кузова в связи с усилением ветра.

Лодку – «долбленку» построил по заказу музея мастер по дереву из Устьянского района А.А. Казаков. Параметры: длина – 8 м, ширина по бортам – 1,2 м, высота – 0,45 м, толщина обшивки – 2 см, вес – около 200 кг, грузоподъемность – более 1000 кг. Экипаж лодки успешно прошел участки маршрута между западным побережьем и Кузовами, Заяцкими и Б. Соловецким островами.

Реализация проекта «Соловки – материк…» позволила убедиться в возможности строительства в древности каркасных лодок на западном побережье Белого моря и передвижения на них вплоть до Соловков. Для ответа на вопрос, на каких лодках ходили на Соловки в эпохи камня – Железного века, археологам нужно найти их остатки на архипелаге.