О некоторых итогах 3 набора Школы юного музейщика

12.08.2021

В Международный день молодёжи, отмечаемый 12 августа с целью напомнить о роли молодых людей в развитии и построении мира, их повседневных проблемах, целях и достижениях, мы рады поделиться с Вами итогами музейно-образовательной программы предпрофессиональной подготовки «Школа юного музейщика».

В Ботаническом саду Соловецкого музея-заповедника. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
На лекции. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Занятие в Школе ремесел. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
В хранилище коллекции металла. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
В Ботаническом саду Соловецкого музея-заповедника. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
В Ботаническом саду Соловецкого музея-заповедника. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
В Ботаническом саду Соловецкого музея-заповедника. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Запись аудиороликов. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Прогулка на мыс Толстик. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.

Образовательный центр «Соловецкие острова» реализует программу уже третий год, начиная с 2019 года. Её участники – обучающиеся Соловецкой средней школы 6-9 классов. Общая цель программы, рассчитанная на долгосрочную перспективу, – это раннее знакомство местных школьников с существующими музейными профессиями на примере Соловецкого музея-заповедника. Согласно предварительным проведенным исследованиям, несмотря на то, что музей-заповедник на Соловках является градообразующим предприятием и многие из родителей соловецких подростков работают в музее, школьники практически не знакомы с внутренним устройством музейной жизни.

Смена 2021 года получилась во многом новаторской и необычной. Её подготовка и реализация прошли совместно со студентами и преподавателями географического факультета Московского педагогического государственного университета. Ещё в марте студенческий коллектив участвовал в конкурсе музейно-образовательных проектов Соловецкого музея-заповедника и предложил музею совместные педагогические мероприятия. Центральной темой Школы юного музейщика в текущем году было выбрано природное наследие Соловецкого архипелага. Практической целью обучения – стала разработка материалов для создания экологической тропы в Ботаническом саду Соловецкого музея-заповедника.

Восемь дней учёбы для соловецких ребят оказались насыщены теоретическими занятиями, интерактивными играми, практическими тренировками, встречами с музейными специалистами и походами. На первой вводной лекции от Александра Николаевича Соболева, сотрудника отдела природы Соловецкого музея-заповедника, школьники узнали о происхождении Соловецкого архипелага, его геологическом строении, особенностях рельефа, климата, животного и растительного мира. Теоретическая подготовка по созданию экологической тропы началась со вступительной лекции-презентации, которую провёл Владимир Викторович Литвиненко, старший преподаватель кафедры экологии и природопользования географического факультета МПГУ. В этот же день ребята смогли актуализировать и пополнить свои знания о птицах Соловецкого архипелага, благодаря командной интерактивной игре «Крылатые истории».

Захватывающим стало путешествие в «сокровищницу» Соловецкого музея-заповедника – фондовое хранилище коллекции металла. Надежда Владимировна Веселовская, главный хранитель фондов, рассказала ребятам о собрании музея, в том числе естественнонаучной коллекции, а также об особенностях такой профессии, как хранитель музейных фондов. Ещё одна важная встреча в рамках курса состоялась в Ботаническом саду Соловецкого музея-заповедника. Там юных музейщиков встретила Вера Валентиновна Федоровская, заведующая отделом природы. Он неё ребята узнали о том колоссальном объеме работ, который необходимо выполнять в течение всего года для поддержания сада. В этот нелёгкий, но увлекательный процесс вовлечены не только музейные сотрудники, но и волонтёрские группы, которые принимает Ботанический сад в летний период.

В один из дней смены состоялась пешеходная образовательная прогулка к западному побережью Большого Соловецкого острова, на мыс Толстик. По пути Александр Николаевич Соболев рассказал участникам о гидротехнических и природных объектах, методике организации научных исследований лесных сообществ. На берегу моря под руководством студентов МПГУ были проведены замеры температуры воды и воздуха, взяты пробы, продемонстрирована техника работы с измерительными приборами.

Параллельно с теоретическими занятиями и встречами велась плодотворная проектная работа по подготовке экологической тропы. Студенты, как старшие наставники, взяли на себя научную разработку и обоснование маршрута. Школьники трудились над творческим оформлением будущей тропы. Им было поручено придумать и воплотить в рисунке талисман для Ботанического сада, который мог бы стать узнаваемым символом, своеобразным хранителем этого места. Ребята сопроводили презентацию своих героев подробными легендами, а также попробовали их воплотить в объемном материале, создав памятные глиняные изразцы под руководством Екатерины Загребиной, мастера Школы ремёсел. На итоговой встрече состоялось общее голосование за лучшего талисмана. Голоса гостей и участников распределились таким образом, что ими стали сразу три сказочных персонажа.

В финальный день смены прошла презентация всех наработок и материалов. Студентами МПГУ была продемонстрирована интерактивная карта возможного маршрута экологической тропы. На каждой её остановке были записаны видео- и аудиосюжеты с участием соловецких подростков. Предполагается, что они станут основой для будущих аудиогидов и дополнительных материалов при окончательном оборудовании тропы. Все участники смены были отмечены сертификатами и памятными подарками. Работа по созданию экологической тропы будет продолжена в следующем году.