«Открыты, молоды, активны!»: Летняя школа САФУ на Соловках

01.09.2022

Соловецкий музей-заповедник поздравляет школьников и студентов, а также их учителей и преподавателей с началом нового учебного года!
Желаем смело шагать вперёд по пути знаний и открытий и покорять новые вершины! 


Сегодня, в День знаний, мы хотим рассказать вам о промежуточных итогах Летней школы Северного (Арктического) федерального университета, проходившей на базе Соловецкого музея-заповедника с 23 по 30 августа. Участники школы ежегодно демонстрируют высокий уровень профессиональных компетенций и осуществляют разработку проектов, важных как с образовательной, так и прикладной точек зрения.

В этом году школа представлена пятью тематическими направлениями – мастерскими, в состав которых входят студенты, магистранты, аспиранты САФУ и их преподаватели. 30 августа состоялась презентация промежуточных результатов работы групп над проектными идеями. Разработка проектов продолжится на материке и завершится финальным подведением итогов Летней школы САФУ в Архангельске в ноябре 2022 года.

Инженерно-педагогическая мастерская продолжает заниматься изучением гидротехнических сооружений Соловецкого монастыря. Главной задачей мастерской этого года стала разработка и создание архитектурного макета южной части монастыря с находящимися там гидротехническими сооружениями – подземными каналами, гидроэлектростанцией, сухим водоналивным доком, лесопильным заводом, мельницей и портомойней. Куратор группы от Соловецкого музея-заповедника Олег Геннадьевич Волков отметил, что работа «инженеров» - «хороший пример объединения ресурсов двух учреждений - Соловецкого музея и САФУ»: создаваемый в рамках проекта макет станет частью интерактивной музейной экспозиции, которая откроется в здании Мельницы после завершения реставрационных работ. На Соловках студенты произвели замеры и аэрофотосъемку гидротехнических объектов, а также изучили архивные данные, хранящиеся в музее. В рамках дальнейшей работы планируется создание трехмерной компьютерной модели макета и подготовка коммерческого предложения для его реального воплощения.

Участники Инженерно-архитектурной мастерской видят свою глобальную миссию в том, чтобы «сделать архитектурное наследие технологичным и по-настоящему доступным». Средством для решения такой задачи служит 3D-моделирование, позволяющее создавать цифровые копии реальных объектов культурного наследия. Благодаря работе мастерской цифровые двойники в скором времени появятся и у соловецких часовен. При помощи 3D-камеры, лазерного сканера и квадрокоптера студентами была произведена съёмка часовен Святителя Филиппа, Петра и Павла, Константина и Елены, Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также Александровской часовни. К настоящему моменту готовы 3D-модель часовни Петра и Павла, а также проект 3D-тура, посвященного всему комплексу часовен, расположенных вблизи монастыря. Предполагается, что тур будет содержать опцию дополненной реальности. Готовый продукт будет представлен на тематической интернет-странице, а также на сайте Соловецкого музея-заповедника, что даст возможность ближе познакомиться с относительно недоступными большую часть года памятниками Соловецких островов.

Медиа-мастерская «Вдохновляющие Соловки» приступила к созданию информационного медиа-проекта, который «показывает новый, нестандартный взгляд на Соловецкие острова». Наиболее удобной площадкой для реализации этой идеи участники мастерской выбрали телеграмм-бот. Предполагается, что ресурс будет полезен, прежде всего, путешественникам: тем, кто уже посещал Соловецкие острова, и тем, кто собирается сделать это впервые. Телеграмм-бот будет содержать видеоматериалы (интервью с жителями и гостями Соловков, короткие видео-инструкции, или лайфхаки), аудиоконтент (шум ветра, звуки воды, крики чаек - все, что может погрузить пользователя в атмосферу архипелага), а также изображения, сопровождаемые текстовыми материалами. Создатели телеграмм-бота дадут ответы на важные, но не очевидные вопросы, а также составят интерактивную карту с интересными соловецкими локациями, которые на данный момент не пользуются большой популярностью у туристов в виду их малой изученности и популяризации.

Участники Историко-педагогической мастерской разрабатывают элективный курс для старших школьников «Морская культура в исторической памяти Соловков». За время недельной работы над проектом историки познакомились с новой научной литературой, посвященной морскому наследию Соловков, сформулировали вопросы и провели несколько интервью с жителями и гостями архипелага, посетили выставки и экспозиции Соловецкого морского музея и Соловецкого музея-заповедника, провели фотофиксацию объектов, связанных с исторической памятью о морской культуре, а также исследовали массив источников, доступных в архиве и библиотеке музея. К настоящему моменту разработана структура курса и определены дальнейшие этапы работы над ним. Итогом проекта студентов-историков станет лицензирование курса и его публикация в печатном виде или электронном варианте на портале Научной библиотеки САФУ.

Экологическая мастерская ведёт работу сразу по двум направлениям. Первое представлено исследованием влияния антропогенного воздействия на природные водоёмы – озера, ручьи, выходы к Белому морю – расположенные вблизи посёлка Соловецкий. В ходе этой работы участники мастерской определили факторы, оказывающие влияние на состояние водных объектов. Среди них - сброс неочищенных сточных вод, отсутствие очистных сооружений, сброс мусора и стирка белья вблизи водоемов. За время работы Летней школы были отобраны тринадцать проб пресной и морской воды. Все они законсервированы и доставлены в Архангельск для проведения дальнейших лабораторных исследований. Евгений Александрович Тютюков, заместитель директора Соловецкого музея-заповедника, выразил надежду на то, что проводимые исследования помогут активизировать принятие мер, направленных на защиту соловецких водоемов от загрязнений.

Второе направление работы Экологической мастерской осуществлялось сотрудниками Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н. И. Вавилова. Участники проекта изучили состояние хвойных и биоразнообразие кормовых, плодовых и ягодных культур на территории Ботанического сада и поселка Соловецкий. В ходе исследования удалось выявить поврежденные хвойные деревья, а также собрать образцы для выявления фитопатогенов, что в дальнейшем позволит выработать комплекс мероприятий по восстановлению поврежденных растений. Одной из задач, стоявшей перед группой, был также сбор образцов для пополнения гербарной и инвитро коллекций ВИР. Местом их сбора стали Ботанический сад, Большой Заяцкий остров и поселок Соловецкий. Сотрудники ВИР планируют осуществить криотерапию части собранных растений.

Соловецкий музей-заповедник благодарит всех участников и со-организаторов Летней школы САФУ на Соловках! Мы желаем сил, вдохновения и удачи молодым исследователям и с нетерпением будем ждать итоговых результатов этой большой и очень важной работы!

Фото: участники Летней школы САФУ на Соловках, Соловецкий музей-заповедник.