Отрывки из воспоминаний о экспедиции на Соловки

17.12.2020

Соловки уже много лет занимают особое место в жизни и работе «Лаборатории «Живая история»» Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара. Темы поездок на эти беломорские острова меняются. В 2018 году экспедицию посвятили юнгам.

Фото предоставлено группой
Фото предоставлено группой
Фото предоставлено группой
Фото предоставлено группой
Фото предоставлено группой

Во время войны здесь находился Учебный отряд Северного флота, в состав которого и входила «Школа юнг». Многие юнгаши, так они сами себя называли, погибли в боях за Родину. Сняты фильмы, написаны книги, но судьбы подростков, посвятивших свою раннюю юность войне, заставляют волноваться и современных мальчишек.

Соловки, если побывать на них - лучше всяких учебников расскажут о том, что и как было тогда, во время Отечественной войны.

Погода на Белом море непредсказуема. Дожди на Соловках привычное дело, но даже плохая погода не мешает отправиться в дорогу. А где дорога, там и встречи. Встречи бывают разные, порой неожиданные. Вот увидели православных монахов, они что-то собирали на берегу моря, видимо ламинарии. Вот ученые-биологи - специалисты по морским млекопитающим, они с удовольствием расскажут о своих наблюдениях на Белужьем мысе.

Путешествие, по большому счету, - это экзамен. В нынешнем году из шестнадцати детей собирающихся поехать в экспедицию, осталось только девять. Кто-то выбрал пляжный туризм в Турции. А другим в сердце западает Белое море и «Музей Соловецких юнг».

Программа на Соловках напоминает форму круга или спирали: сначала идет обзорная экскурсия по монастырю, на второй день – лодочный поход. Именно в этот день формируются команды: один взрослый, один старшеклассник, один средний, один младший – откровенно слабый. Гребут по очереди, сражаются с комарами, вычерпывают воду из лодки. И ведь не сбежишь! Шесть-восемь часов на веслах: в один конец – одиннадцать кэмэ, назад – одиннадцать кэмэ. Выходят в поход недавно знакомыми, возвращаются - друзьями. Круг замкнулся.

Мы все везем с собой - еду, палатки, спальники, даже если ночуем в хостеле. Девочки учатся варить суп, мальчишки - разводить костер, поддерживать огонь. На десятые сутки все уже по нескольку раз сварили кашу, помыли посуду. Родители потом удивляются: мол, раньше и чай не знал (не знала) как себе приготовить, а теперь…

Особенно памятна всем была морская экскурсия на Анзер. Море бурное, непредсказуемое, потому что  Анзер не всегда пускает к себе без достойного испытания на выносливость и терпение. Именно на этом острове начинается история великого раскола. Рассказывая о Никоне и Аввакуме, мы погружаемся вместе с детьми в семнадцатый век… Почему же соловецкие монахи не приняли никонианскую реформу, ведь сам Никон был соловецким монахом – суровым схимником, аскетом? Вот вам тема для размышления, друзья. Соловки стали последним форпостом старообрядцев в противостоянии официальной церкви. После экскурсии в анзерские скиты, интереснейшая викторина по «соловецкому сидению», подготовленная сотрудниками Образовательного центра, приобретает более глубокий смысл и историческую неоднозначность.

Остров Большая Муксалма в Соловецком архипелаге тоже преподносит нам немало испытаний. Хороший повод приучить детей к труду. На Муксалму идем в любую погоду. Преодолеваем болота, исследуем дамбу. В этом году навалилась новая беда – борщевик начинают захватывать дамбу. Сражение с ядовитым растением выиграно. Но чувствуется, что победа временная.

Там же, на острове, мы обычно ночуем, возвращаемся на базу, отдыхаем.

И вот последний день нашего путешествия. Вечером - фильм «Остров». Сначала детям тяжело смотреть, некоторые говорят: «Ну, когда же эта затянувшаяся история закончится! – а под конец фильма - слезы начинают капать. После жизни на острове начинаешь понимать фильм «Остров». Детей тоже надо учить смотреть хорошее кино.

После фильма - прощальная прогулка. Именно в последний день наступает Момент истины. До этого часа, мы почти не рассказываем про ГУЛАГ. Почему? Да потому, что после посещения лагерных бараков жить становится труднее. Жить вообще трудно! Все существо захлестывает чувство какой-то вселенской несправедливости. Мы долго молчим и думаем. Бредем до Лабиринтов, и здесь вспыхивает новый разговор - о вечности. Вечности. Соловки - это не только могилы, не только финиш, это и место неких стартов. Лабиринты здесь появились совершенно не случайно. Лабиринт - это символ, своеобразный культурный код, который раньше связывал людей первобытности с космосом, с вечностью и бесконечностью. Мы, школьные учителя, родители, взрослые, пытаемся рассказать о Вселенной, о ее прошлом, настоящем и будущем. Разговор по душам. Разговор обо всем на свете.