Печатная мастерская. Типография и литография

08.02.2021

Продолжаем рассказ о промыслах и ремеслах северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV-XX веков.

Из всех упомянутых служб переплетное дело возникает раньше остальных и, по-видимому, существует уже в XVI веке, т.к. была книгохранительная казна, писались книги для монастыря и на продажу. Однако время оформления переплетной мастерской в самостоятельную службу точно не установлено. Переплетная мастерская в начале XIX века ещё размещалась в 3-м этаже зданий на «праздных пороховых погребах», затем, с 1832 года, в соседнем корпусе, рядом с мастерскими медников и оловянников. Впоследствии была переведена в помещение рядом с печатной мастерской, на 3-й этаже Наместнического корпуса. Переплётная мастерская функционировала и в конце XIX – начале XX века, а в 1920-х годах упоминается в числе предприятий, которые «обслуживают нужды островного хозяйства».

Печатная мастерская упоминается уже в первой половине XVIII века. В то время печатались «листы» с изображением «чудотворных отцов Соловецкой обители» и их подвигов. Известны некоторые из монастырских печатников: так, в 1757 году упоминается выдача Гавриилу Башмакову «бумаги выпогоцкой фабрики, масла деревянного для чищения досок, досок медных три». В начале XIX века печатная мастерская размещается на третьем этаже Наместнического корпуса.
Позже печатная мастерская реорганизуется в литографию. В 1863 году покупается в Петербурге литографский станок. Через 10 лет В.И. Немирович-Данченко отмечает высокий спрос на литографированные лубки: «с ангелами напоминает икону, крестьяне везут их родным, соседям». В 1892 году монастырская литография получила утверждение Синода. В начале 1890-х годов в литографии трудились один мастер-печатник (из богомольцев) и несколько монастырских иконописцев, под его руководством обучающихся печатному делу.

Вскоре литография отошла от печатания религиозных сюжетов и стала выполнять видовые листы с панорамами монастыря, скитов, отдельных урочищ архипелага. Существовало в монастыре и литографирование панорам с видами обители на шёлке. Литография работала и в начале XX века.

Монастырская печатня, литография и переплетная мастерская имели большое значение для утверждения монастыря как религиозно-культового центра, а также для пропаганды монастырём художественных сокровищ обители, памятников истории и культуры Севера.

Выпускавшиеся Соловецким монастырем «литографированные видовые клубки во многом повлияли на развитие художественной культуры Севера, являются важным историческим документом своей эпохи». Без них, как и без их предшественников – гравюр – к XVII – середине XIX веков, собранных и изданных Д.А. Ровинским, невозможно осуществлять сегодня реставрацию памятников и застройку бывшего монастырского поселка.

По материалам Соловецкого сборника. Выпуск 3.