Началом маячного дела на Севере считается строительство маяка на острове Мудьюг в месте впадения Северной Двины в Белое море. Это был первый каменный маяк на Белом море, построенный в 1837-1938 годах.
Однако, учёные располагают сведениями о том, что попытки организации маяков предпринимались и ранее. Так, еще в 1760-е годы англичане попытались устроить маяк в Онежском заливе. А следующий отрывок из книги П.И. Челищева «Путешествие по северу России в 1791 году» свидетельствует о наличии маяка на Секирной горе Большого Соловецкого острова в то время: «Напоследок из Исаковской же пустыни ездили водой через Секирино озеро на Секирную гору, которая на Соловецком острове почитается самою высокою; наверху оной во время нынешней со шведом войны сделана батарея и маяк».
Существующий в настоящее время соловецкий маяк на Секирной горе был устроен в 1862 году (по другим сведениям в 1867 году), когда купол Секиро-Вознесенского храма был надстроен башенкой маяка. До 1904 года в нём были установлены керосиновые лампы, а затем поставлены французские оптические аппараты. В 1960-е годы маяк был капитально отремонтирован и переведен на электропитание.
Соловецкий маяк до сих пор является действующим и считается самым высоким маяком на Белом море (верхняя точка храма находится на высоте 98 метров от уровня моря).
Интересный материал об устройстве маячного дела на Белом море представлен в одном из выпусков региональной газеты «Правда Севера» за 1968 год, под рубрикой «Из истории нашего Севера», автор М. Блиох. Приводим далее текст статьи полностью:
«Хотя наш город является морским портом России с 1553 года, до начала XVIII столетия на всей акватории от острова Мудьюг до Архангельска не было никаких навигационных ограждений.
В 1704 году в Архангельске находился проездом из Голландии вице-адмирал Крюйс, посланный Петром I для найма морских офицеров. Он обратил внимание на то, что фарватер не огражден, и послал в Адмиралтейский Приказ записку, в которой изложил ряд необходимых мер для улучшения портовых порядков. Адмиралтейский Приказ заказал в Голландии «лоц-бочки» для Архангельского порта.
Затем последовало повеление Петра I – приступить с 1705 года к установке в устье Северной Двины «бочек», которые бы ограждали обе стороны корабельного фарватера. Эта работа была возложена на местных лоцманов.
Намечалось также поставить на берегу «баки или огневые маяки». В качестве дневного познавательного знака была построена деревянная Мудьюгская башня, бывшая единственным опознавательным знаком на Белом море. За всё XVIII столетие на Белом море так и не построили ни одного постоянного маяка. Правда, в 1729 году Адмиралтейств-коллегия предписала Архангельской губернской канцелярии построить «ради знания проходящих к порту кораблей» башню на Мудьюгском острове. Но этот проект долго не осуществлялся. А пока «маяками» служили смоленые бочки. Девять таких бочек расположились по главным двинским фарватерам. Они зажигались лишь тогда, когда ожидался приход с моря военного судна.
Только в 1830 году началась постройка первого на Белом море каменного Мудьюгского маяка, который вступил в строй через восемь лет».