Позолотная мастерская. Ювелирное дело

24.11.2020

Продолжаем рассказ о промыслах и ремеслах северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV-XX веков.

Неизвестно, где была мастерская в XVII веке, но золото в монастыре упоминается уже в описи 1632 года: «для иконного дела золота красного 5278 листов». В описи указывается и одно из направлений использования золота – иконописание.

На острове Медвежьем – «серебряном руднике» монастыря – золото найдено не было. Хотя в 1673 году стряпчий Афанасий Зиновьев и серебренник Ефимка Денисов его по царской грамоте там искали. Листовое золото монастырь мог закупать в Новгороде или Великом Устюге.

Другое (кроме упомянутого иконописания) направление использования золота и работ позолотников – золочение крестов (обычно по меди). В 1761 году на Филипповской церкви «осьмерик порублен, шея и главы новые и раскрашены…и крест новый вызолочен». В 1769 году на соборной церкви 4 предельные главы перекрыты чешуею, покрыты зеленою краской, а кресты новые по меди вызолочены листовым золотом».

Важным направлением работы мастеров-позолочников было золочение иконостасов.

Специальной ювелирной мастерской в монастыре не было. Однако имелись мастера, связанные именно с ювелирным делом и, по-видимому, выполнявшие ювелирные работы. Это упоминаемые Досифеем «гранильщики драгоценных камней» и «бриллиантщики, которые работают дорогие кресты и панагии». Некоторые из современников причисляли к ювелирам и «золотых дел мастеров», но оснований для такого заключения нет. Среди позолотников и серебрянников не известно достоверно послушаний на «ювелирные работы».

После упразднения монастыря работы позолотчиков и ювелиров не возобновлялись.

По материалам Соловецкого сборника. Выпуск 3.
ФОТО: https://juvelirnaya-masterskaya.ru/zolochenie-potalju/