В субботу, 31 августа, в конференц-зале Соловецкого музея-заповедника состоялась предварительная защита проектов XI Летней школы САФУ. В течение недели профильные мастерские знакомились с наследием Соловецкого архипелага, занимались полевыми исследованиями, брали интервью у местных специалистов, собирая необходимые материалы для подготовки проектов.
Сотрудники музея-заповедника прослушали презентации студенческих проектов и дали свои комментарии по их доработке. Учёный секретарь Соловецкого музея-заповедника Олег Геннадьевич Волков отметил, что Летняя школа САФУ является одним из наиболее постоянных проектов на Соловках и воодушевил студентов на дальнейшие изыскания поделившись мыслью о том, что истинный патриотизм подкрепляется постоянной работой в выбранном направлении. Итоговая защита проектов состоится в САФУ в ноябре-декабре.
Одиннадцатая Летняя школа САФУ под общей темой «Соловецкий текст» включала в себя 7 проектных мастерских, участниками которых стали студенты самых разных специальностей, как научных, так и творческих. Расскажем об основных итогах работы групп.
Шестой год продолжается мониторинг состояния природных водоёмов. На протяжении всей Летней школы студенты-биотехнологи занимались сбором проб в разных точках Соловецкого острова, на материке это исследование будет продолжено в лабораторных условиях.
Инженерная мастерская занималась уточнением предельных антропогенных нагрузок и мониторингом состояния природной среды архипелага. Участники отбирали пробы почв, воздуха, воды на важных инфраструктурных объектах посёлка, таких как аэропорт, дизельная электростанция, порт.
Мастерская туристского проектирования занималась методикой оценки туристско-экскурсионного потенциала экотуризма и проектированием маршрута, который может быть использован как в учебных целях – для проведения практических занятий для школьников и студентов, так и для развития туристических маршрутов.
Мастерская педагогического проектирования записывала материал для создания подкастов. Они позволят расширить представление о Соловках как о пространстве, обладающем огромным образовательным потенциалом, и о людях, которые его населяют.
Историко-педагогическая мастерская работает над проектом, который будет являться попыткой представить интеллектуальное наследие современных российских историков, пишущих о Соловках. В планы команды входит разработка интерактивной историографической карты Соловецкого архипелага.
Книжная мастерская представила прототип страницы просветительского проекта «Азбука веков» в формате мультимедийного интерактивного пособия. Каждую букву азбуки будут сопровождать небольшие тексты, связанные с историей книжности.
Музыкальная мастерская Санкт-Петербургской консерватории занимается разработкой проекта "Поющие Соловки", который станет учебным пособием для детей, выполненным в формате развивающей компьютерной игры. Обучающая игра позволит освоить сложный материал древнерусского певческого искусства.
Каждая группа занималась разработкой своей темы, участвовала в общих мероприятиях школы и проводила открытые тематические события, в которых могли поучаствовать местные жители посёлка Соловецкий. В их числе были лекции, мастер-классы, в том числе по древнерусскому знаменному пению, занятия по программе музея занимательных наук САФУ.
Среди значимых событий школы стоит отметить социотехническую игру по созданию «Соловецкого текста», которую проводили специалисты-игротехники из Санкт-Петербурга Михаил Забелин и Дмитрий Захаров. Игра способствовала сплочению команд, усилению общей групповой динамики и более глубокому осмыслению пространства архипелага.
Летняя школа организована Фондом развития САФУ при поддержке Агентства по развитию Соловецкого архипелага, Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого морского музея.
Фото: Летняя школа САФУ, Соловецкий музей-заповедник.