Пятая совместная Летняя школа САФУ-ВШЭ. Подведение итогов

06.11.2019

2 ноября в Интеллектуальном центре — Научной библиотеке САФУ состоялась защита проектов участников Летней школы САФУ-ВШЭ 2019 года.

Десять проектов по различным научно-исследовательским направлениям стали результатом работы Летней школы на Соловецких островах по теме «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием». Выездной этап работы прошёл с 23 по 30 августа на базе Соловецкого государственного музея-заповедника. Интенсивная летняя неделя на Соловках была насыщена лекциями, встречами, практическими исследованиями, мастер-классами и экскурсиями. Собрав необходимый материал, составив общее впечатление о месте и его особенностях, студенты продолжили работу над проектами в своих университетах. Все десять проектов были одобрены руководителями Летней школы и кураторами со стороны Соловецкого музея-заповедника.

Группа студентов-экологов провела мониторинг природных водоёмов в районе поселения Соловецкое. Исследователи взяли пробы вод в нескольких точках вдоль побережья и в пресных водоёмах (озеро Святое, Банное, питьевой ручей). Интересным результатом лабораторного анализа стало обнаружение в водах Святого озера большой концентрации серебра, оказывающего определённый бактерицидный эффект.

Проект «Инженерная история Соловецкого монастыря» направлен на популяризацию знаний о технических сооружениях, применявшихся Соловецким монастырём для рационального природопользования и обеспечения его жизнедеятельности. Студентами была проведена открытая лекция «Инженерные чудеса озёрно-канальной системы Большого Соловецкого острова» в рамках Фестиваля науки в САФУ и составлены расчётные задачи по физике. В перспективе развития проекта — разработка интерактивных занятий и экскурсий по Соловецкому монастырю с инженерно-техническим уклоном.

Проект «Совершенствование энергоснабжения островных территорий» фокусирует внимание на использовании возобновляемых источников энергии, таких как энергии солнца и ветра. Студентами изучен международный опыт энергоснабжения островных территорий на примере Шетландских и Фарерских островов, нормативно-правовая база. Исследователи пришли к выводу, что Соловецкий архипелаг обладает значительным потенциалом по применению ветровой энергии, а в летнее время — энергии солнца. Для этого необходимы дополнительные исследования, привлечение специалистов, создание государственно-частного партнёрства для обеспечения финансирования.

Узкоколейная железная дорога по маршруту Кремль — Филимоново, построенная во времена Соловецкого лагеря особого назначения, стала объектом исследования ещё одного проекта. Студенты проделали большую работу по выявлению артефактов и свидетельств существования дороги, провели фотофиксацию и оценку ее современного состояния, а также предложили план восстановления дороги как объекта культурно-исторического наследия, носителя истории места.

Новым направлением исследований Летней школы в 2019 году стал проект «Культурный ландшафт: наследие и память», призванный уточнить формулировки выдающейся универсальной ценности Соловецкого архипелага как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Историко-культурный ансамбль Соловецких островов включён в Список в 1992 году. На данный момент назрела решительная необходимость расширения статуса до формулировки «Культурный ландшафт», что позволяет сделать предметом охраны и природную составляющую островов как одну из наиболее важных частей ландшафта.

Социологическое исследование «Человек и место» представляет собой качественный анализ и глубокий социальный портрет местного населения Соловецких островов. На основе интервью с жителями Соловков, были выявлены проблемы, волнующие соловчан, составлено ассоциативное облако и условная модель идентичности, позволяющие оценить позицию людей с точки зрения их самоопределения. Выделены востребованные сообществом тематики, которые могут служить ориентиром для дальнейших направлений исследования.

Перспективным может стать направление «Соловки: страницы музыкальной истории». Цель данного проекта — представить наиболее полную характеристику музыкальной культуры Соловецких островов: от древнего знаменного церковного пения до современных музыкальных тенденций. Итогом работы по проекту станет виртуальный ресурс в сети Интернет, на котором будут сосредоточен весь объём научно-исследовательских материалов, визуальных источников (фото и видео), а также звуковых файлов. В данное время ведётся работа с источниками. Планируется, что структура, дизайн, а также частичное наполнение сайта будут представлены весной на Днях Арктики в САФУ.

Проект по разработке виртуального тура на экспозиции «Соловецкая школа юнг ВМФ 1942-1945 гг.» Соловецкого музея-заповедника имеет конкретное практическое применение. Созданный студентами продукт будет размещён на сайте музея и послужит дополнительным ресурсом популяризации данной темы. За время летней практики студенты провели фотофиксацию на экспозиции. Было выбрано 6 точек для съёмки, для каждой из которых выполнено 36 фотографий, которые затем сшивались в одну сферическую панораму. Осенью группа работала над созданием самого тура. На защите была продемонстрирована его демо-версия. В настоящее время идёт адаптация тура под мобильные устройства.

Итогом всей защиты стала презентация выставки «Судьбы репрессированных сотрудников и студентов учебных заведений Архангельска и Северодвинска» в Музее истории САФУ. Участниками выставочного проекта был собран и обработан огромный материал, который нашёл своё воплощение в экспозиционном формате. На выставке представлены подлинные вещи и документы, фотографии и электронные ресурсы, способные рассказать как о судьбах отдельных репрессированных, так и об эпохе в целом. Исследование будет продолжено.

Отчётное мероприятие завершилось общим подведением итогов и торжественным вручением сертификатов. Сотрудничество Северного (Арктического) федерального университета, Высшей школы экономики и Соловецкого музея-заповедника в рамках проведения Летней школы будет продолжено. На совместном обсуждении прозвучали предложения по дальнейшему развитию школы. В том числе: публикация результатов исследований в печатном и электронном виде для обеспечения их доступности среди местного сообщества и всех заинтересованных структур, а также создание детской школы для вовлечения местных школьников в научно-исследовательский процесс.