Состоялась защита проектов Летней школы САФУ 2020 года

28.11.2020

28 ноября были подведены основные итоги проектной и научно-исследовательской работы участников Летней школы САФУ на Соловецких островах 2020 года.

Дидактическая игра по теме Соловецкого сидения. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Проект «Влияние антропогенных загрязнений на природные водоёмы Соловецкого архипелага».Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Проект «Музеефикация гидроэлектростанции Соловецкого монастыря». Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Проект «Музеефикация гидроэлектростанции Соловецкого монастыря». Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Проект «Музыкальная история Соловков в 1923-1939 годах». Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Настольная игра "Соловецкие лица". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Апробация дидактической игры "Соловецкое сидение". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Апробация дидактической игры "Соловецкое сидение". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Апробация дидактической игры "Соловецкое сидение". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.

В августе 2020 года выездная практика студентов Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Лоносова в формате ежегодной Летней школы состоялась в седьмой раз. Программа Школы под общим тематическим фокусом «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» реализуется в партнёрстве с Соловецким государственным музеем-заповедником, Фондом развития САФУ, при финансовой поддержке Агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области.

28 ноября в Соловецкой аудитории Научной библиотеки САФУ (Архангельск) в формате очной и онлайн-встречи состоялась итоговая защита реализуемых в рамках Школы проектов. В качестве гостей и экспертов присутствовали представители Агентства по развитию Соловецкого архипелага, Соловецкого музея-заповедника и Высшей школы экономики. Было представлено семь различных проектов, посвящённых Соловкам, о каждом из которых стоить рассказать немного подробнее.

Экологическое направление Школы представлено исследованием по теме «Влияние антропогенных загрязнений на природные водоёмы Соловецкого архипелага», руководитель Вера Алевтиновна Рудакова. Группа сфокусирована на изучении пресных водоёмов в районе посёлка Соловецкий с целью выявления влияния на их качественный состав таких антропогенных факторов, как хозяйственно-бытовые сточные воды, строительство аэропорта и др. В результате полевой практики были взяты пробы пресной и морской воды для дальнейших исследований, проведён микробиологический анализ, сопоставлены результаты с показателями прошлого года, разработана программа с предложениями методов восстановления природных водоёмов на Соловках. Кроме того, итогом работы группы за два года стала успешная защита двух выпускных квалификационных работ и публикация ряда научных статей по теме проекта.

Инженерно-педагогическая мастерская, под руководством Александра Егоровича Гильдебранта, представила проект «Музеефикации гидроэлектростанции Соловецкого монастыря». В задачи группы входило внести предложения в проект музеефикации здания монастырской электростанции и разработать концепцию интерактивного представления истории и инженерных особенностей соловецкой ГЭС. Проектная команда предложила ряд конкретных интерактивных приёмов, при помощи которых в будущей экспозиции могли быть доступно объяснены технические механизмы и показатели работы станции. Так, при взаимодействии с электро-механическим макетом посетитель узнаёт об устройстве и основном принципе работы ГЭС. Аттракцион «Человек VS ГЭС» позволяет наглядно сравнить человеческую силу с мощностью монастырской электростанции. Интерактивный макет «Мощность, потребляемая на освещение монастыря», обеспечивает понятные примеры для сравнения возможностей монастырской ГЭС с современными потребностями в потреблении электроэнергии.

Традиционно в составе Летней школы на Соловках проходят социологические исследования. В 2020 году они были посвящены злободневной теме «Жизнь во время пандемии: Остров и Материк». Под руководством Ольги Николаевны Руссовой, студенты-социологи провели работу в фокус группах и взяли ряд глубинных интервью у молодых людей посёлка Соловецкий и города Архангельска. Первоначальная гипотеза строилась на предположении, что вынужденная изолированность в условиях пандемии менее влияет на молодёжь Соловков, чем на городских жителей, так как островная труднодоступность их места проживания изначально связана с некоторой изолированностью от «материка». Однако, в ходе проведённого всестороннего исследования, все основные гипотезы были опровергнуты. Между двумя исследуемыми группами были выявлены лишь незначительные расхождения социального самочувствия. Взаимоотношения с близкими (в семье и в кругу общения) во время пандемии не изменились.

Студенты по направлению «История» представили на защите «Дидактическую игру по теме Соловецкого сидения 1668-1676 гг.». Игра разработана для школьников 6-9 классов для проведения на уроках истории. Ход игры делится на два модуля. Первый называется «Дебаты» и подразумевает обмен аргументами между «монахами» и «стрельцами» в защиту и против церковной реформы. Каждый участник получает карточку со своим ролевым именем, в которой прописана степень участия в конфликте, предполагаемые тезисы и аргументы. Во втором модуле игра строится вокруг карты «Дорога к монастырю», с помощью которой выявляются победители. Дидактическая игра разработана на основе научной литературы, с использованием подлинных исторических документов и источников. Руководители направления – практикующие учителя истории: Алексей Евгеньевич Фельдт (Архагельск), Михаил Николаевич Копица (Архангельск), Василий Иванович Кузнецов (Москва).

На защите проектов была презентована ещё одна настольная игра по истории Соловков «Соловецкие лица – игра о месте, людях, судьбах», автор – Василий Иванович Кузнецов.

Проект «Модернизация официального сайта Соловецкого музея-заповедника», руководитель Светлана Анатольевна Токаревская, ставил задачи по выявлению слабых сторон действующего сайта, изучению используемых программ и разработке мобильной версии. В рамках защиты прошла демонстрация мобильного варианта музейного сайта, в который уже внесены некоторые содержательные разделы. По инициативе проектной группы также начата ещё одна техническая разработка, которая может быть использована в экспозициях музея. Это построение моделей дополненной реальности объектов Соловецкого музея-заповедника. Проектировщики продемонстрировали несколько готовых макетов.

Эмоциональным завершением защиты стал проект «Музыкальная история Соловков в 1923-1939 годах», руководитель Анна Викторовна Ширяева. В рамках Летней школы 2020 года рабочая группа изучила материалы и биографии музыкантов, оказавшихся в лагерной ссылке на Соловках, выполнила подборку музыкальных фрагментов для звукового сопровождения музейной экспозиции «История Соловецких лагерей и тюрьмы особого назначения 1923-1939 гг.». Результатом работы стал короткометражный фильм «Звучание ГУЛАГа на Соловецких островах», главной целью которого было соединить биографии, образы, звуки в едином целостном повествовании. Фильм был презентован в аудитории. Эмоциональная реакция зрителей, их отзывы свидетельствуют о том, что цель видео была достигнута.

Творческая работа над проектами будет продолжена внутри тематических групп. За семь лет реализации Летней школы САФУ на Соловецких островах накоплен значительный опыт как в области улучшения исследовательских навыков студентов, так и в социально-культурной сфере. Большая часть проектов имеет прикладной характер, то есть может быть использована местным сообществом и организациями, а также служить популяризации разнообразного наследия Соловков в масштабах всей страны.

 

Соловецкий музей-заповедник выражает благодарность всем участникам, руководителям направлений, организаторам за самоотдачу, креативность и профессионализм. Надеемся на продолжение сотрудничества, желаем новых совместных достижений!