Студенты МПГУ исследуют Соловки

17.08.2022

Со 2 по 10 августа Соловецкий музей-заповедник посетили студенты Географического факультета Московского педагогического государственного университета. Во главе исследовательской группы – Владимир Викторович Литвиненко, не первый раз приезжающий на острова со своими обучающимися.

Автор фото: Е. Мазилова.
Автор фото: В. В. Литвиненко.
Автор фото: В. В. Литвиненко.
Автор фото: В. В. Литвиненко.
Автор фото: В. В. Литвиненко.
Автор фото: В. В. Литвиненко.
Автор фото: Н. Ефимова.
Автор фото: Е. Мазилова.
Автор фото: Н. Ефимова.

На Соловках студенты занимались комплексными исследованиями природной среды. Подробнее о направлениях и ключевых аспектах поездки рассказывает Владимир Викторович: «Традиционно на Соловецкие острова студенты Московского педагогического государственного университета едут с обширными планами. Подготовка программы поездки была начата еще зимой. В этом году мы занимались исследованием нескольких направлений.

Во-первых, мы исследовали верховые болота, которых на Соловецких островах много. Мы проводили мониторинг температурного режима болот, изучали их растительный состав, исследовали параметры воды и многое другое. Второе направление – это озёра. Каждый год мы занимаемся их исследованием. В прошлом году мы начали глубокое изучение ближних к посёлку озёр. В этом году мы продолжили эту работу и за время пребывания на островах успели полностью изучить озеро Орлово.
Третье направление – изучение воды и ее свойств. Усилиями всего коллектива мы собрали очень много проб. Они будут исследованы в лаборатории, результаты обработаны и представлены в следующем году».

Стоит отметить, что в этом году студенты взяли более 30 штук проб, что в сумме составляет 7 литров воды.

Владимир Викторович продолжает: «Следующее поле исследования – это экологическое направление. У нас на факультете оно традиционно развито, в рамках него мы изучали радиационный и электромагнитный фон. Помимо этого, в этом году мы начали заниматься такой достаточно грустной темой (грустной, потому что она, к сожалению, с трудом решается), как захоронение отходов, и в целом проблемой мусора, которого с каждым годом копится все больше и больше. Мы начали проводить изучение мусорного полигона, провели оценку его состояния. Возможно, что по результатам этого года мы сможем предложить какие-то меры по улучшению ситуации. Но в любом случае, эта работа будет продолжаться в будущем. К тому же, мы занимались изучением Белого моря и океанологией. Белое море является самой южной частью Северного Ледовитого океана. Несмотря на то, что океан холодный, в то же время он очень интересный. Здесь обитает много видов разных растений и животных. И вместе с коллегами мы занимались изучением той части Белого моря, которая окружает Соловецкие острова».

Результаты исследований будут обработаны студентами и представлены на научных конференциях, найдут свое отражение в докладах и статьях.

Помимо природных исследований, студенты Московского педагогического государственного университета принимали активное участие в реализации музейно-образовательной программы «Школа юного музейщика». Совместно с сотрудниками Соловецкого музея-заповедника они работали с юными жителями посёлка Соловецкий и разрабатывали интерактивный путеводитель для детей по Ботаническому саду. Для студентов Школа стала прекрасной возможностью для педагогической практики, поиска новых форм работы и взаимодействия с ребятами.

Мы искренне благодарим студентов за продуктивное сотрудничество и интересное взаимодействие и желаем успехов в дальнейших научных достижениях. Будем рады видеть вас в следующем году на Соловецких островах!