Учебный отряд Северного флота: подготовка специалистов

26.05.2020

Данная статья является пятым выпуском материалов в рамках цикла к 80-летию образования Учебного отряда Северного флота на Соловецких островах. В продолжение предыдущего выпуска, она посвящена организации учебного процесса по различным военно-морским специальностям.

Занятия курсантов Учебного отряда по гребле. Соловки, 1941-1945 гг.
Курсанты УО СФ на учениях. Соловки, 1941-1945 гг.
Свидетельство об окончании Объединенной школы УО СФ Игнашина П.И. Соловки. 8 сентября 1940 г.
Смена радистов-операторов УО СФ, первый выпуск. Соловки. Июль 1940 г.

Организация учебного процесса в Учебном отряде строилась в соответствии с руководящими документами. Курс обучения был рассчитан на 9 месяцев, 2 из которых выделялись для строевой и общевойсковой подготовки, 7 месяцев – для занятий по специальности. Занятия в школах проводились согласно расписаниям на неделю. Все замечания по организации и качеству учебного процесса заносились в «Журнал контроля учебного процесса». На каждую смену приказами начальников школ назначались классные руководители из ведущих преподавателей этих смен. Для обеспечения организации самоподготовки на каждом цикле были дежурные преподаватели. Для более полного использования материальной части и шлюпок во всех школах проводились дополнительные занятия по материальной части после ужина и в выходные дни до обеда. Ночью часто устраивались тренировки: «взятие препятствий», «уничтожение укрепленных точек» и др.

На учебный процесс самой непопулярной среди курсантов Объединенной школы специальности – коков, отводился 151 день, он состоял из 892 учебных часов. Курсанты занимались по 10-12 часов в день. Среди специальных предметов изучали оборудование камбуза, товароведение, холодную и теплую обработку, физиологию и гигиену. Среди общих предметов были военно-морское дело, военно-химическая подготовка, санитарная гигиена, физическая подготовка и пожарное дело.

Учебный план для рулевых составлял также 151 день. Среди специальных предметов курсанты изучали мореходные инструменты, службу погоды, кораблевождение, назначение и устройство рулей, организацию штурманской службы, сигнальное дело и другие дисциплины.

Учебный план электриков-прожектористов состоял из изучения электротехники, источников слабого тока, магнетизма и электромагнетизма, прожекторов, монтажного дела. Ученики несли вахты у коммутатора, у дизель-генератора на электростанции, у гидро-динамо на учебной электростанции, принимали участие в работе по ремонту осветительной сети гарнизона.

Артиллерийские электрики изучали общую электротехнику, организацию БЧ-П, сведения о стрельбе, артиллерии и боезапасах, элеваторах, вентиляции, средствах связи.

Больше всего во время войны Объединенная школа подготовила сигнальщиков. Сигнальщики были нужны и для кораблей флота, и для частей береговой обороны. Основой обучения являлась практика. Программа состояла из следующих разделов: семафорная азбука, световая сигнализация, флажная сигнализация, наблюдение и другие виды связи. Краснофлотцы-сигнальщики изучали средства и материальную часть связи, сигнальные своды, силуэты кораблей и самолетов, кораблевождение, прочие виды связи.

Дальномерщики Школы оружия изучали основы оптики, оптические дальномеры, визиры ЦН, прибор Крылова, организацию дальномерной службы, аккумуляторы, получали сведения об артиллерии и стрельбе.

Учебный план курсантов-химистов Объединенной школы включал занятия по основам общей химии, боевые химические вещества, технические средства, средства и способы противохимической обороны, организацию химической службы кораблей и баз флота. Основным в подготовке химистов было научить использовать все средства химического оружия, а также средства защиты от химического воздействия противника.

Ученики-минеры Школы оружия осваивали электротехнику, взрывчатые вещества, мины 1908 г. КБ-1, КБ-3, минный защитник, мины 1926 г. 12-16 ПЛТ, МАВ-1, боевую организацию подрывной команды, тралы, параван трал, параван охранитель, металлоискатель, средства борьбы с подводными лодками, тральные вехи и буйки, боевую организацию БЧ-3, торпедное вооружение.

Подготовка учеников-боцманов требовала большой работы обучающего состава, чтобы в существующих неблагоприятных условиях дать больше практических навыков. Для этой цели существовал военно-морской кабинет. Такелажное дело – основной предмет боцманов – осваивалось путем выполнения целого ряда работ в хорошо оборудованном такелажном кабинете. Навыки по выполнению судовых работ приобретались благодаря участию в работе по ремонту плавсредств Отряда, покраске и оборудовании шлюпок. В летнее время боцманы проходили практику на буксирах и катерах, участвуя в работах по съемке с якоря, швартовке и т.д. Особое внимание уделялось шлюпочному делу. Обучение начиналось с приготовления шлюпок к спуску, продолжалось всю навигацию и заканчивалось к выпускным экзаменам на шлюпках. При подготовке боцманов торпедных катеров с 1943 года использовался торпедный катер отряда.

Продолжение следует

Принятые сокращения: БЧ – боевая часть, КБ-1 – мина «Корабельная большая», модификация 1, КБ-3 – мина «Корабельная большая», модификация 3, Мина ПЛТ – мина подлодочная трудбная, Мина МАВ – мина авиационная