Графика

Коллекция графики в собрании Соловецкого музея-заповедника насчитывает 398 единиц хранения, в том числе 287 предметов основного и 111 – научно-вспомогательного фонда.

Начало собранию коллекции положили гравюры, переданные из Государственного исторического музея: космография XVIII в., лубок с изображением преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 1830 г. и две гравюры на сюжеты Крымской войны 1853-1856 гг. В дальнейшем ГИМ ещё не раз помогал в комплектовании фондов Соловецкого музея. Основная часть коллекции сформировалась в результате поступлений из фондов различных музеев: Государственного Русского музея, Рязанского исторического музея, краеведческих музеев Курска и Яренска.

Часть коллекции была собрана во время экспедиций по Архангельской области. В основном, это хромолитографии с изображениями северных святых и виды Соловецкого монастыря. Литографии покупались во время паломничества в святую обитель, хранились, как семейные реликвии, передавались детям и внукам.

В семидесятых годах прошлого столетия музей активно закупал работы у современных авторов, приезжающих на острова на летние пленэры.

Коллекцию графики из фондов Соловецкого музея можно условно разделить на четыре раздела:

  • гравюры, отпечатанные с медных досок, хранящихся в ризнице Соловецкого монастыря, оттиски 1884 г.
  • литографии конца XIX – начала XX в.
  • военные плакаты 1941–1945 гг.
  • современная графика

Гравюры

В 1876 г. известный собиратель и исследователь древнерусского искусства Дмитрий Александрович Ровинский посетил Соловецкий монастырь, где при осмотре монастырской ризницы его внимание привлёк сундук с медными гравировальными досками. Доски были вывезены в Петербург и в 1884 г. изданы в Типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг отдельным альбомом «Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с досок, хранящихся в тамошней ризнице».

В состав альбома вошли 28 гравюр, изготовленных в разное время. Самые ранние из них относятся к началу XVIII в. Всего в ризнице находилось около пятидесяти досок с видами Соловецкого монастыря. Три из них хранятся в фондах музея-заповедника. Первая – печатная доска работы гравёра Михаила Махаева 1768 г. (в среднике – вид монастыря, по сторонам доски в восьми клеймах изображены деяния Преподобных с виршами). На второй – фрагмент гравюры «Вид ставропигиального Соловецкого монастыря с западной стороны от залива Белого моря». Выполнил гравюру по рисунку Александра Заливского Александр Афанасьев в Москве в 1850 г. Третья печатная доска – «Изображение Ставропигиального Соловецкого монастыря при господине Священно-Архимандрите Иларии, 1837 г.» поступила в фонды музея в 2017 г.

В коллекции графики музея-заповедника хранится несколько неполных комплектов гравюр из альбома А.Д. Ровинского (всего 82 ед. хр.). В альбоме есть гравюры как прославленных мастеров XVIII в. – Ивана и Алексея Зубовых, Дмитрия Пастухова, Михайлы Махаева, так и работы монастырских солдат – Саввы Никифорова и Луки Зубкова. В коллекции представлены также резцовые гравюры Сергея Баскакова, выполненные в 1825 г. при архимандрите Макарии, «Вид Соловецкого монастыря с образом Преображения и преподобными» работы Ивана Саблина (1818–1825 гг.), «полулистовая картинка» «Соловецкие святые с монастырём» инока Анзерского скита отца Александра. В 2007 г. музей приобрёл редкую гравюру, выполненную о. Александром – «Знамение Богоматери с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими чудотворцами» 1859 г.

В коллекции есть несколько подлинных оттисков, описанных Д.А. Ровинским, но не вошедших в альбом. Возможно, что листы были отпечатаны в Соловецком монастыре до середины XIX столетия. Один из них – оттиск с видом Соловецкого монастыря гравёра Александра Шелковникова с доски 1827 г. Интересно, что исследователь в своем описании указывает, что надпись автора под гравюрой затёрта, и её действительно нет на отпечатках из альбома 1884 г. Между тем, на раннем листе, хранящемся в фондах Соловецкого музея, автограф гравёра можно разглядеть на одной из построек пристани.

Литографии

К середине XIX столетия в Соловецком монастыре окончательно прекращают печатать с медных досок. Изобретённый способ литографирования по своим изобразительным качествам больше отвечал требованиям времени, был более прост и доступен по исполнению. В 1863 г. монастырь приобрёл в Петербурге литографский станок и наладил собственное производство видовых лубков. Сбыт литографий был одним из источников доходов монастыря – паломники охотно раскупали памятные «картинки», которые продавались дешевле икон и были доступнее для богомольцев с небольшим достатком. И всё же, в начале 70-х годов литографское дело было признано невыгодным, и мастерская была закрыта. Некоторое время монастырь пользовался услугами частных литографий, делал заказы на изготовление картинок в хромолитографии Е.И. Фесенко в Одессе, литографии Пашкова в Москве. В гостиной лавке можно было купить малоформатные, яркие хромолитографии с изображением северных святых, видами монастыря и скитов.

В 1884 г. архангельский купец второй гильдии В.А. Черепанов издал серию лубков, объединённых общим названием «Виды местностей Соловецкого монастыря». На тридцати четырёх листах с исторической документальностью изображены скиты, рыболовные тони, кирпичный завод, часовни, сухой док. Интересны гравюры, запечатлевшие памятники, не сохранившиеся до наших дней. Утрачены часовни на Кеньге, в Старой Сосновке, на Реболде, разобраны Царская колокольня и Онуфриевская церковь. Только по гравюре можно судить, как изменились рыболовные тони Берёзовая, Овсянка. На лубках альбомного формата, выполненных в жёлтых, зелёных, светло-коричневых тонах, тщательно прописаны мелкие архитектурные детали, фигурки людей, карбасы у причала.

Спрос на видовые картины с изображением Соловецкого монастыря постепенно возрастал, и 1892 г. монастырская литография возобновила работу. Тематика печатавшихся листов осталась неизменной: тиражировались популярные виды монастыря, скитов, изображения северных преподобных. В фонде эта часть коллекции представлена литографиями с изображением Богоматери Запечной, «Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове», «Скита на Муксаломском острове во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца», «Святых и преподобных отцов в Соловецкой обители». Почти все гравюры имеют в правом нижнем углу надпись: «Литография Соловецкого монастыря».

Военный плакат

Особое место в музейном собрании занимает коллекция военного плаката, поступившая из Государственной исторической библиотеки. Плакаты времён Великой Отечественной войны художников-плакатистов В. Корецкого, В. Иванова, А. Кокорекина обладают большой эмоциональностью и призывной силой. Правдивые, массовые, истинно народные плакаты в яркой образной форме прославляют подвиги фронтовиков и героические усилия тружеников тыла. В фондах музея представлены подлинные работы таких мастеров как А. Волошин, Ф. Антонов, В. Селиванов.

Современная графика

В музее собрана интересная и разнообразная коллекция графики современных авторов. Соловки всегда привлекали художников своеобразием и высоким совершенством ансамбля монастыря, суровой, но прекрасной в своём величии северной природой. На Соловецких островах в разное время писали А. Борисов, В. Верещагин, О. Браз, М. Нестеров. И в наши дни каждое лето приезжают на Соловки студенты художественных училищ, живописцы и графики. В коллекции музея представлены офорты А. Попова, О. Демидовой, гравюры А. Мариева, Н. Цветкова, акварели В. Ступина, М. Кричевского, автолитографии Н. Белавина, В. Преснякова.

Музейная коллекция графики с изображением архитектуры и природы Соловецких островов продолжает пополняться.

#747272
Название:
Гравюра (две гравюры на одном листе) 1. Вид Соловецкого монастыря со святыми Зосимой, Савватием, Филиппом и Германом; 2. Соловецкие чудотворцы: преподобные Савватий, Зосима, Герман и митрополит Филипп
Время производства:
1884 г. (первая напечатана с оттиска доски 1710 г., вторая – кон. XVIII в.(?))
Материал, техника:
Бумага, цинкография
Размер:
42,5×53,5 см
Музейный номер:
КП-552/1-2
  •  
  • 1 из 20