Школа ремёсел и художественного творчества в своей работе опирается на опыт соловецких производств и традиционной культуры Русского Севера. Основное направление её деятельности связано с разработкой и реализацией музейно-образовательных и просветительских программ. Мастерские Школы ремёсел действуют круглый год. В зимнее время они рассчитаны, прежде всего, на местное население: дошколят, школьников и взрослых, а в летний период – на гостей острова. Программы мастерских помогают освоению основных приёмов работы с материалом и инструментом, базируются на традиционной технологии северных ремёсел и подлинных образцах народного искусства, предполагая не только их копирование, но и творческое осмысление.
На Соловках издавна существовали ремесленные школы для обетных богомольцев и детей монастырских стрельцов. Первые упоминания об этой традиции относятся к XVI веку. В 80-е годы XIX века при монастыре было 12 ремесленных школ. Обучение ремёслам и трудовые послушания были первой ступенькой для всех, кто помышлял о том, чтобы остаться на Соловках. Внимательно присматривались монахи к «безбрадым» трудникам. Заметит староста небрежно выполненную работу, обязательно скажет: «Вернись, не надо было скоро, надо было хорошо делать». В трудах по освоению ремесла не просто накапливались профессиональный опыт и навыки, но происходила очень важная работа по воспитанию необходимых для духовной личности качеств: собранности, терпения, дисциплины, воли к преодолению трудностей.
Освоение ремесла связано с погружением в мир традиционных ценностей. В ремесле, как и во всей крестьянской жизни, радость творчества уравновешена немалыми трудами. Мы работаем с глиной или куском дерева, а оказывается, что трудимся над самими собой, материал же делает эту работу очевидной для нас. Так относился к своему ремеслу и соловецкий мастер, написавший на своём кувшине: «Будь послушен Богу, как глина горшечнику».
И если в вертепе нашей души – свет, он зажигается и в том, что мы делаем, даже вещи могут стать маленькими маяками. Таких вещей, с сияющей и тёплой сердцевиной, немало в народной культуре. В них дышит и светит нам вневременная красота. Учиться на этих образцах не только внешнему подобию, но тому, что их наполняет, что делает и нас, и мир лучше – так мы понимаем призвание Школы ремёсел.