Конкурс музейно-образовательных проектов

rgb(110, 41, 87)

Конкурс музейно-образовательных проектов Летней культурно-экологической школы и Летнего университета направлен на создание условий для изучения и интерпретации природного, историко-культурного и духовного наследия Соловецкого архипелага. Школьные и студенческие группы под руководством преподавателей представляют на конкурс проектные идеи, которые могут быть реализованы ими на Соловках в летний период в рамках работы Летней культурно-экологической школы и Летнего университета Соловецкого музея-заповедника. Победителям конкурса предоставляется 50% скидка на проживание группы в музейном общежитии во время летней практики.

Координатор конкурса: отдел образовательных и просветительских программ «Образовательный центр «Соловецкие острова». Вопросы по участию в конкурсе можно задать по телефону (8182) 287476 или по электронной почте: prosvet@solovky.ru.

Конкурс музейно-образовательных проектов объявляется традиционно в январе каждого года.

Итоги Конкурса музейно-образовательных проектов 2020 года

Согласно положению о конкурсе, победителями могут быть названы не более пяти участников. В этом году ими стали два проекта в рамках Летнего университета и три проектные заявки в рамках Летней школы.

Интересная, зрелищная и многообещающая идея «Региональный молодежный фестиваль любительских театров «Соловецкая труппа» подготовлена от Дворца детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской» при поддержке Малого факультета Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена. В задумке проекта предусмотрено проведение в культурно-историческом пространстве Соловецкого музея-заповедника и архипелага театрального фестиваля с привлечением любительских коллективов Северо-Западных городов России. Программа фестиваля предполагает знакомство участников с культурно-историческим наследием Соловецких островов, культурологическое исследование роли театра в жизни узников Соловецкого лагеря особого назначения.

Проектная заявка «Летняя школа САФУ на Соловках «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» от Фонда развития Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова продолжает традицию летних научно-исследовательских студенческих практик в Соловецком музее-заповеднике. В рамках ближайшей школы запланированы работы сразу по нескольким направлениям:

  • мониторинг природной среды Соловецкого архипелага;
  • социологическая практика;
  • проектирование образовательных программ.

Значимость студенческой исследовательской работы не ограничивается только приобретаемыми компетенциями. Общая востребованность проекта предполагает вклад в развитие изучаемой территории Соловков, усиление культурно-образовательного потенциала места.

Сразу две проектные инициативы обращаются к созданию интерактивных форм работы с детьми в рамках освоения природного и культурно-исторического наследия Соловецкого архипелага. Детский дом творчества «Фонтанка 32» из Санкт-Петербурга в проекте «Путешествие в настоящее» предполагает использование интерактивных технологий для погружения в среду в рамках художественной практики. Задачами проектной программы предусмотрены отбор разнообразных видов практических заданий по маршрутам путешествий, знакомство с людьми и подготовка выставочной серии портретных работ «Дела и люди».

Не менее интересным представляется использование интерактивных познавательных приёмов и методик в рамках проекта «Жемчужина Севера» от Пермской православной классической гимназии. Заявка отличается продуманностью, последовательным изложение и цельностью. В её основе заложена разработка интерактивных дифференцированных игр, способствующих приобщению к культуре Русского Севера. Через непосредственное знакомство с историческим, духовным и природным наследием Соловецких островов, приобретение опыта участия в музейно-образовательных программах проектная команда нацелена на создание собственного познавательного продукта. В течение следующего учебного года разработанные игры и задания будут проводиться в школах города Перми и Пермского края.

В рамках текущего юбилейного года, посвящённого таким датам, как: 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, 80-летие Учебного отряда Северного флота, нельзя обойти стороной военно-историческую тему. Проектная работа от средней школы № 54 города Архангельска называется «Я живу на улице юнг Военно-морского флота» и связана с историей Соловецкой школы юнг и Учебного отряда, находившимися в годы Второй мировой войны на Соловецких островах. Для реализации проекта предполагается сочетание различных методов и технологий: это и социологический опрос, и архивно-исследовательская, и поисковая работа, и участие в музейных экскурсиях и занятиях. Одними из главных результатов школьного исследования станут разработанная книга памяти и открытие мемориальной доски. В проектной идее учитывается важный краеведческий компонент – привлечение внимания и интереса детей и подростков к истории своей малой родины: города, острова, улицы.

Специальным призом Экспертный совет присудил отметить автора проекта «Виртуальная экскурсия с проведением викторины на тему «Познакомьтесь, Соловецкие острова», ученика 10 класса средней школы № 52 им. Г.И. Катарина города Архангельска.

Старт Конкурса музейно-образовательных проектов 2020 года

Если вы планируете школьную или студенческую практику во время летних каникул, если вы также, как и мы, убеждены в неисчерпаемых возможностях для познавательной, творческой и исследовательской работы детей на Соловецких островах – то этот конкурс для вас!

Музейно-образовательная практика на Соловках – это особая среда для изучения и интерпретации природного, историко-культурного и духовного наследия. Задача конкурса проектов – включение этого разнообразного наследия в современный образовательный процесс и содействие научно-исследовательской и творческой деятельности детей и молодёжи.

В Конкурсе музейно-образовательных проектов могут принимать участие группы школьников, студентов, учащихся учреждений дополнительного образования, группы членов клубов и студий. Дальнейшая работа с учебными коллективами в рамках летних визитов в Соловецкий музей-заповедник осуществляется по программе Летней культурно-экологической школы и Летнего университета.

Тематика проектных работ может быть самой разнообразной: от пленэрной практики до методических разработок новых экскурсионных маршрутов, от социологического анализа туристического потока до природно-экологических исследований. Примерные темы музейно-образовательных проектов прописаны в Положении конкурса.

По итогам работы Экспертного совета определяются пять победителей. Главным поощрением конкурса является пятидесятипроцентная скидка на проживание группы в музейном общежитии во время реализации школьных и студенческих практик по программам Летней культурно-экологической школы и Летнего университета.

Более подробно познакомиться с условиями участия вы можете в Положении о Конкурсе музейно-образовательных проектов, а также получить консультации по телефону (8182) 287476 или по электронной почте: prosvet@solovky.ru.

Заявки на участие в конкурсе заполняются по форме, являющейся приложением к Положению. Ждём ваших проектных идей до 25 марта 2020 года.

Итоги Конкурса музейно-образовательных проектов 2019 года

Конкурс музейно-образовательных проектов, направленный на развитие научно-исследовательской, творческой деятельности детей и молодёжи, а также на изучение культурного, исторического и духовного наследия Соловецкого архипелага, прошёл в январе-марте 2019 года. Решением экспертного совета конкурса победителями объявлены пять образовательных групп:

  1. Фонд развития САФУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
  2. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Институт искусств, г. Москва
  3. ФГАОУ ВО «САФУ им. М.В. Ломоносова», Историко-археологическая школа «Клио», г. Архангельск
  4. ГБОУ ДО ДДТ «Фонтанка-32», г. Санкт-Петербург
  5. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18», г. Киров

Ожидается, что проекты, заявленные победителями на конкурс, будут реализованы в июне-августе 2019 года в рамках Летней культурно-экологической школы и Летнего университета. Участие в музейных программах, работа с тематическими проектными идеями даёт возможность «полного погружения». Студенты и школьники не только знакомятся с историей, природой, архитектурой Соловецких островов через участие в музейных экскурсиях, но и получают дополнительные знания в процессе самостоятельных исследований, практических занятий, работы в архиве и библиотеке. Одно из ключевых условий работы над проектом — достижение социально значимого результата. В зависимости от тематической направленности групп, это могут быть выставки пленэрной практики, методические разработки новых туристических маршрутов, путеводителей или образовательных программ, научные статьи и публикации и многое другое.

Итоги Конкурса музейно-образовательных проектов 2018 года

16 марта стал последним днём приёма конкурсных заявок. География конкурса представлена следующими городами: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Северодвинск, Пермь, Кострома. Тематика конкурсных работ разнообразна. Это и художественные проекты, включающие пленэрную составляющую, и исследовательские работы, нацеленные на изучение природы и истории Соловецкого архипелага. Большая доля заявок рассматривает различные интерактивные методики как способ познания и вовлечения детей в исследовательскую деятельность.

Оценка конкурсных проектов будет происходить по нескольким критериям: соответствие целям и задачам конкурса, методическая проработанность, творческий подход, уровень вовлечённости культурно-образовательного ресурса музея и др. Результаты конкурса были объявлены 29 марта.

Решением экспертного совета определены пять победителей Конкурса 2018 года. По программе Летнего университета лучшим признан проект «Летняя школа САФУ на Соловках «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» от Фонда развития САФУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск).

По программе Летней культурно-экологической школы победителями объявлены четыре проектных работы:

  1.  «Жизнь на границе двух миров (Обитатели Белого моря и прибрежной литорали Соловецкого архипелага)» от Семейной студии (общественной самоорганизации родителей) «Ладушка», г. Архангельск
  1. «Палитра Соловков (художественно-образовательный пленэр)» от Детской художественной школы № 1 г. Архангельска
  2.  «Военная история Соловков (разработка новых экскурсионных маршрутов и интерактивных игр)» от средней школы № 43 г. Архангельска

 «Интерактивная игра «Жемчужина Севера» от Детского центра «Подсолнух», г. Пермь.

-