Конкурс музейно-образовательных проектов

rgb(110, 41, 87)

Конкурс музейно-образовательных проектов Летней культурно-экологической школы и Летнего университета направлен на создание условий для изучения и интерпретации природного, историко-культурного и духовного наследия Соловецкого архипелага. Школьные и студенческие группы под руководством преподавателей представляют на конкурс проектные идеи, которые могут быть реализованы ими на Соловках в летний период в рамках работы Летней культурно-экологической школы и Летнего университета Соловецкого музея-заповедника. Победителям конкурса предоставляется 50% скидка на проживание группы в музейном общежитии во время летней практики.

Координатор конкурса: отдел образовательных и просветительских программ «Образовательный центр «Соловецкие острова». Вопросы по участию в конкурсе можно задать по телефону (8182) 287476 или по электронной почте: prosvet@solovky.ru.

Конкурс музейно-образовательных проектов объявляется традиционно в январе каждого года.

Итоги Конкурса музейно-образовательных проектов 2022 г.

Подведены итоги Конкурса музейно-образовательных проектов Летней культурно-экологической школы и Летнего университета Соловецкого музея-заповедника на 2022 г.

Ключевой целью данного конкурса является содействие развитию научно-исследовательской и творческой деятельности среди детей и молодежи, посредством включения историко-культурного и природного потенциала Соловецкого музея-заповедника в современный культурно-просветительский процесс.

Решением экспертного совета конкурса победителями объявлены пять образовательных групп:

1. Московский педагогический государственный университет. Проект: «Соловецкая эколого-географическая экспедиция Геофака МПГУ 2022».

В ходе реализации данного проекта его участники дадут комплексную оценку состояния природной среды Соловецкого архипелага на основе ряда мониторинговых эколого-географических исследований территории и проведут эколого-просветительскую работу. Итоги проекта будут представлены на географических и экологических занятиях со школьниками, проживающими в поселке Соловецкий, а так же в процессе реализации историко-геоэкологической тропы на территории Ботанического сада. Результаты проекта будут освещены на российских и международных конференциях, а также посредством публикаций научных статей.

2. Некоммерческая организация «Фонд развития Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова». Проект: «Летняя школа САФУ на Соловках “Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага”».

Ключевой целью проекта является получение обучающимися научно-исследовательского и проектного опыта работы в рамках изучения территории Соловецкого архипелага. Проект будет включать в себя следующие направления работы:

1. мониторинг природной (водной) среды Соловецкого архипелага;

2. история Соловков в контексте истории России;

3. проектирование музейно-образовательных программ.

Итоги работы над проектом будут представлены на отчетной конференции в августе и ноябре 2022 г., в виде разработанных тематических игр и исследовательских материалов.

3. Президентский физико-математический лицей № 239 (Санкт-Петербург). Проект: «Каждый человек – человек» (размышления о нравственных университетах современной молодёжи)».

Целью проекта является воспитание у учащихся любви к Родине и ближнему через волонтерскую работу в Ботаническом саду и изучение истории и культуры Соловков. В ходе проекта участники исследуют биографию и деятельность Д. С. Лихачева, обратят особое внимание на соловецкий период его жизни. Ключевым результатом работы над проектом будет создание литературно-краеведческого альманаха «Объективный взгляд» и сайта, посвященного проекту.

4. Студия свободного образования «Стрижи» (Архангельск). Проект: «Изучение экосистем Большого Соловецкого острова».

Цель проекта - продолжение формирования экологических знаний и навыков исследовательской деятельности детей в ходе изучения лесных, болотных экосистем и прибрежных донных сообществ о. Большой Соловецкий. Итогами проекта станут презентации проведенных исследований, макет определительных таблиц массовых видов литоральных организмов, собранные гербарии водорослей, сосудистых растений и коллекции раковин моллюсков.

5. Дом творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара (Москва). Проект: «“Тёплой заступнице мира холодного”: почему на Руси строили зимние и летние храмы? (на примере храмов Соловецкого архипелага)».

В ходе проекта его участники попытаются определить значение «теплых храмов» в культурной и повседневной жизни Соловецкого архипелага. Они изучат историю появление зимних храмов на территории России и Соловецкого архипелага, сравнят их, опишут разновидности отопления и особенности интерьеров.

Летняя культурно-экологическая школа и Летний Университет – это возможность стать активными участниками образовательного процесса, создать креативный и уникальный проект, а также это возможность приобщиться к историческому и природному наследию Соловецкого архипелага, посетить экспозиции и выставки музея, принять участие в музейных мероприятиях, пообщаться с разными специалистами Соловецкого музея-заповедника. Ожидается, что проекты, заявленные победителями на Конкурс, будут реализованы в июне-августе 2022 г. в рамках Летней культурно-экологической школы и Летнего университета.

Желаем каждому участнику успехов и вдохновения в ходе реализации задуманных проектов! Ждём Вас в гости в Соловецкий музей-заповедник!

Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Старт Конкурса музейно-образовательных проектов 2022 года

Соловецкий музей-заповедник объявляет о начале Конкурса музейно-образовательных проектов.

Основная цель данного конкурса заключается в содействии научно-исследовательской и созидательно-творческой деятельности детей и молодёжи путём включения историко-культурного и природного потенциала Соловецкого музея-заповедника в современный культурно-просветительский процесс. В конкурсе могут принимать участие группы школьников, студентов, учащихся учреждений дополнительного образования, группы членов клубов и студий.

Конкурс проводиться в четыре этапа, с 15 января по 5 апреля 2022 г.

Тематика проектных работ, участвующих в конкурсе, может быть самой разнообразной: от пленэрной практики до методических разработок новых экскурсионных маршрутов, от социологического анализа туристического потока до природно-экологических исследований. Примерные темы музейно-образовательных проектов представлены в Положении конкурса.

По итогам работы Экспертного совета определяются победители. Главным поощрением конкурса является пятидесятипроцентная скидка на проживание группы в музейном общежитии во время реализации проекта на базе Летней культурно-экологической школы и Летнего университета Соловецкого музея-заповедника.

Стоит отметить, что реализация проектов-победителей в 2022 году возможна при условии благоприятной эпидемиологической обстановки и при отсутствии действующих ограничений на посещение территории Соловецких островов.

С более подробной информацией о конкурсе Вы можете познакомиться в Положении к конкурсу.

Желаем Всем рабочего настроения и вдохновения!

Поздравляем победителей конкурса!

Подведены итоги Конкурса музейно-образовательных проектов Летней культурно-экологической школы и Летнего университета Соловецкого музея-заповедника на 2021 год.

Конкурс музейно-образовательных проектов направлен на развитие научно-исследовательской, творческой деятельности детей и молодёжи, а также изучение культурного, исторического и духовного наследия Соловецкого архипелага. Решением экспертного совета конкурса победителями объявлены пять образовательных групп:

1. Московский педагогический государственный университет. Проект: «Комплексная соловецкая эколого-географическая экспедиция 2021».

2.Фонд развития Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск. Проект: Летняя школа САФУ на Соловках «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага».

3.Студия свободного образования «Стрижи», г. Архангельск. Проект: «Жизнь на границе двух миров-2».

4. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица». Проект: «Наследие Соловков в современной живописи, декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Изучение и сохранение традиционных ремесленных технологий».

5. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Президентский физико-математический лицей № 239». Проект: «Параллели и пересечения» (осмысление соловецкой истории петербургскими лицеистами).

Ожидается, что проекты, заявленные победителями на конкурс, будут реализованы в июне-августе 2021 года в рамках Летней культурно-экологической школы и Летнего университета. За время практики студенты и школьники не только знакомятся с историей, природой, архитектурой Соловецких островов через участие в музейных экскурсиях, но и получают дополнительные знания в процессе самостоятельных исследований, практических занятий, работы в архиве и библиотеке. Одно из ключевых условий работы над проектом – достижение социально значимого результата. В зависимости от тематической направленности групп, это могут быть выставки пленэрной практики, методические разработки новых туристических маршрутов, путеводителей или образовательных программ, научные статьи и публикации и многое другое.

Победа в конкурсе делает организацию летней практики на Соловецких островах более доступной. Образовательным группам, ставшим победителями конкурса, предоставляется 50 % скидка на проживание в музейном общежитии «Гостиница Петербургская».

Ждём Вас в гости в Соловецкий музей-заповедник!

ФОТО: С. Тюкина
Старт Конкурса музейно-образовательных проектов 2021 года

Если вы планируете школьную или студенческую практику во время летних каникул и также, как и мы, убеждены в неисчерпаемых возможностях для познавательной, творческой и исследовательской деятельности детей на Соловецких островах - то этот конкурс для вас!

Задача конкурса – включение природного, историко-культурного и духовного наследия Соловецкого архипелага в современный образовательный процесс и содействие условий для научно-исследовательской и творческой деятельности детей и молодёжи.

Реализация конкурсных проектов будет осуществляться на базе Соловецкого музея-заповедника в рамках программ Летней культурно-экологической школы и Летнего университета. Музей, аккумулирующий теоретические и практические знания по истории и природе Соловецких островов, создает особую благоприятную среду для изучения и интерпретации уникального соловецкого наследия.

КТО МОЖЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ?
В Конкурсе музейно-образовательных проектов могут принимать участие группы школьников, студентов, учащихся учреждений дополнительного образования, группы членов клубов и студий.

ТЕМАТИКА РАБОТ
Тематика проектных работ может быть самой разнообразной: от пленэрной практики до методических разработок новых экскурсионных маршрутов, от социологического анализа туристического потока до природно-экологических исследований. Примерные темы музейно-образовательных проектов представлены в Положении конкурса.

ПРИЗЫ
По итогам работы Экспертного совета определяются пять победителей. Главным поощрением конкурса является пятидесятипроцентная скидка на проживание группы в музейном общежитии во время реализации проекта на базе Летней культурно-экологической школы и Летнего университета Соловецкого музея-заповедника.

Более подробно познакомиться с условиями участия в конкурсе вы можете в Положении, а также получить консультации по телефону (8182) 287476 или по электронной почте: prosvet@solovky.ru.

Заявки на участие в конкурсе заполняются по форме, являющейся приложением к Положению. Ждём ваших проектных идей до 26 марта 2021 года.

ВАЖНО
Реализация проектов-победителей в летний период 2021 года состоится при благоприятной эпидемиологической обстановке и отсутствии ограничений на посещение Соловецких островов организованными группами.

Итоги Конкурса музейно-образовательных проектов 2020 года

Согласно положению о конкурсе, победителями могут быть названы не более пяти участников. В этом году ими стали два проекта в рамках Летнего университета и три проектные заявки в рамках Летней школы.

Интересная, зрелищная и многообещающая идея «Региональный молодежный фестиваль любительских театров «Соловецкая труппа» подготовлена от Дворца детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской» при поддержке Малого факультета Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена. В задумке проекта предусмотрено проведение в культурно-историческом пространстве Соловецкого музея-заповедника и архипелага театрального фестиваля с привлечением любительских коллективов Северо-Западных городов России. Программа фестиваля предполагает знакомство участников с культурно-историческим наследием Соловецких островов, культурологическое исследование роли театра в жизни узников Соловецкого лагеря особого назначения.

Проектная заявка «Летняя школа САФУ на Соловках «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» от Фонда развития Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова продолжает традицию летних научно-исследовательских студенческих практик в Соловецком музее-заповеднике. В рамках ближайшей школы запланированы работы сразу по нескольким направлениям:

  • мониторинг природной среды Соловецкого архипелага;
  • социологическая практика;
  • проектирование образовательных программ.

Значимость студенческой исследовательской работы не ограничивается только приобретаемыми компетенциями. Общая востребованность проекта предполагает вклад в развитие изучаемой территории Соловков, усиление культурно-образовательного потенциала места.

Сразу две проектные инициативы обращаются к созданию интерактивных форм работы с детьми в рамках освоения природного и культурно-исторического наследия Соловецкого архипелага. Детский дом творчества «Фонтанка 32» из Санкт-Петербурга в проекте «Путешествие в настоящее» предполагает использование интерактивных технологий для погружения в среду в рамках художественной практики. Задачами проектной программы предусмотрены отбор разнообразных видов практических заданий по маршрутам путешествий, знакомство с людьми и подготовка выставочной серии портретных работ «Дела и люди».

Не менее интересным представляется использование интерактивных познавательных приёмов и методик в рамках проекта «Жемчужина Севера» от Пермской православной классической гимназии. Заявка отличается продуманностью, последовательным изложение и цельностью. В её основе заложена разработка интерактивных дифференцированных игр, способствующих приобщению к культуре Русского Севера. Через непосредственное знакомство с историческим, духовным и природным наследием Соловецких островов, приобретение опыта участия в музейно-образовательных программах проектная команда нацелена на создание собственного познавательного продукта. В течение следующего учебного года разработанные игры и задания будут проводиться в школах города Перми и Пермского края.

В рамках текущего юбилейного года, посвящённого таким датам, как: 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, 80-летие Учебного отряда Северного флота, нельзя обойти стороной военно-историческую тему. Проектная работа от средней школы № 54 города Архангельска называется «Я живу на улице юнг Военно-морского флота» и связана с историей Соловецкой школы юнг и Учебного отряда, находившимися в годы Второй мировой войны на Соловецких островах. Для реализации проекта предполагается сочетание различных методов и технологий: это и социологический опрос, и архивно-исследовательская, и поисковая работа, и участие в музейных экскурсиях и занятиях. Одними из главных результатов школьного исследования станут разработанная книга памяти и открытие мемориальной доски. В проектной идее учитывается важный краеведческий компонент – привлечение внимания и интереса детей и подростков к истории своей малой родины: города, острова, улицы.

Специальным призом Экспертный совет присудил отметить автора проекта «Виртуальная экскурсия с проведением викторины на тему «Познакомьтесь, Соловецкие острова», ученика 10 класса средней школы № 52 им. Г.И. Катарина города Архангельска.

Старт Конкурса музейно-образовательных проектов 2020 года

Если вы планируете школьную или студенческую практику во время летних каникул, если вы также, как и мы, убеждены в неисчерпаемых возможностях для познавательной, творческой и исследовательской работы детей на Соловецких островах – то этот конкурс для вас!

Музейно-образовательная практика на Соловках – это особая среда для изучения и интерпретации природного, историко-культурного и духовного наследия. Задача конкурса проектов – включение этого разнообразного наследия в современный образовательный процесс и содействие научно-исследовательской и творческой деятельности детей и молодёжи.

В Конкурсе музейно-образовательных проектов могут принимать участие группы школьников, студентов, учащихся учреждений дополнительного образования, группы членов клубов и студий. Дальнейшая работа с учебными коллективами в рамках летних визитов в Соловецкий музей-заповедник осуществляется по программе Летней культурно-экологической школы и Летнего университета.

Тематика проектных работ может быть самой разнообразной: от пленэрной практики до методических разработок новых экскурсионных маршрутов, от социологического анализа туристического потока до природно-экологических исследований. Примерные темы музейно-образовательных проектов прописаны в Положении конкурса.

По итогам работы Экспертного совета определяются пять победителей. Главным поощрением конкурса является пятидесятипроцентная скидка на проживание группы в музейном общежитии во время реализации школьных и студенческих практик по программам Летней культурно-экологической школы и Летнего университета.

Более подробно познакомиться с условиями участия вы можете в Положении о Конкурсе музейно-образовательных проектов, а также получить консультации по телефону (8182) 287476 или по электронной почте: prosvet@solovky.ru.

Заявки на участие в конкурсе заполняются по форме, являющейся приложением к Положению. Ждём ваших проектных идей до 25 марта 2020 года.

Итоги Конкурса музейно-образовательных проектов 2019 года

Конкурс музейно-образовательных проектов, направленный на развитие научно-исследовательской, творческой деятельности детей и молодёжи, а также на изучение культурного, исторического и духовного наследия Соловецкого архипелага, прошёл в январе-марте 2019 года. Решением экспертного совета конкурса победителями объявлены пять образовательных групп:

  1. Фонд развития САФУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
  2. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Институт искусств, г. Москва
  3. ФГАОУ ВО «САФУ им. М.В. Ломоносова», Историко-археологическая школа «Клио», г. Архангельск
  4. ГБОУ ДО ДДТ «Фонтанка-32», г. Санкт-Петербург
  5. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18», г. Киров

Ожидается, что проекты, заявленные победителями на конкурс, будут реализованы в июне-августе 2019 года в рамках Летней культурно-экологической школы и Летнего университета. Участие в музейных программах, работа с тематическими проектными идеями даёт возможность «полного погружения». Студенты и школьники не только знакомятся с историей, природой, архитектурой Соловецких островов через участие в музейных экскурсиях, но и получают дополнительные знания в процессе самостоятельных исследований, практических занятий, работы в архиве и библиотеке. Одно из ключевых условий работы над проектом — достижение социально значимого результата. В зависимости от тематической направленности групп, это могут быть выставки пленэрной практики, методические разработки новых туристических маршрутов, путеводителей или образовательных программ, научные статьи и публикации и многое другое.

Итоги Конкурса музейно-образовательных проектов 2018 года

16 марта стал последним днём приёма конкурсных заявок. География конкурса представлена следующими городами: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Северодвинск, Пермь, Кострома. Тематика конкурсных работ разнообразна. Это и художественные проекты, включающие пленэрную составляющую, и исследовательские работы, нацеленные на изучение природы и истории Соловецкого архипелага. Большая доля заявок рассматривает различные интерактивные методики как способ познания и вовлечения детей в исследовательскую деятельность.

Оценка конкурсных проектов будет происходить по нескольким критериям: соответствие целям и задачам конкурса, методическая проработанность, творческий подход, уровень вовлечённости культурно-образовательного ресурса музея и др. Результаты конкурса были объявлены 29 марта.

Решением экспертного совета определены пять победителей Конкурса 2018 года. По программе Летнего университета лучшим признан проект «Летняя школа САФУ на Соловках «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» от Фонда развития САФУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск).

По программе Летней культурно-экологической школы победителями объявлены четыре проектных работы:

  1.  «Жизнь на границе двух миров (Обитатели Белого моря и прибрежной литорали Соловецкого архипелага)» от Семейной студии (общественной самоорганизации родителей) «Ладушка», г. Архангельск
  1. «Палитра Соловков (художественно-образовательный пленэр)» от Детской художественной школы № 1 г. Архангельска
  2.  «Военная история Соловков (разработка новых экскурсионных маршрутов и интерактивных игр)» от средней школы № 43 г. Архангельска

 «Интерактивная игра «Жемчужина Севера» от Детского центра «Подсолнух», г. Пермь.

-