«Дружба, знания, природа и командная работа»

12.08.2022

В Соловецком музее-заповеднике завершилась работа очередного набора «Школы юного музейщика». В финальных отзывах участников отразились самые яркие впечатления и эмоции прошедшей недели.

Автор фото: Е. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор фото: Е. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор фото: Е. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор фото: Е. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор фото: Е. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор фото: Е. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор фото: Е. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор фото: Е. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника

«Школа юного музейщика» - музейно-образовательный проект Соловецкого музея-заповедника, направленный на предпрофессиональную подготовку школьников. Реализуемый уже четвёртый год, проект даёт возможность школьникам Соловецкой средней школы познакомиться с особенностями музейной жизни и спецификой музейных профессий.

В этом году Школа посвящена теме природного наследия Соловецкого архипелага, которая является важным направлением работы Соловецкого музея-заповедника, начиная со времени его основания. Центральным объектом для полевых занятий с детьми стал Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника с его уникальными посадками и историческими памятниками.

Программа теоретических и практических встреч включала как обобщающие лекционные занятия, например, на тему «Что такое музей?», так и разнообразные интерактивные формы работы. Отдельный день Школы был посвящён музейному проектированию. Школьники, объединившись в небольшие команды и выполняя тематические задания, представили себя в роли различных музейных специалистов. Попробовали заполнить акт приёма музейного предмета, как это делают хранители фондов, спроектировали импровизированную экспозицию, по которой сами провели небольшую экскурсию.

Знакомство с миром музейных профессий и областей научно-исследовательской работы продолжилось на практических встречах и в полевых выходах.

Особенностью Школы юного музейщика 2022 года стала ее совместная реализация со студентами и преподавателями географического факультета Московского педагогического государственного университета. Взрослые взяли на себя кураторство над школьниками. В совместных играх, походах, занятиях, исследовательских и методических практикумах оттачивались необходимые навыки, приобретался новый опыт, налаживалась командная работа, формировалась дружеская атмосфера и позитивный доброжелательный настрой. Опыт взаимодействия разных возрастных групп внутри работы над совместным проектом даёт положительные результаты. Студенты приобретают опыт педагогической работы, для детей – это приятный вариант «мягкого», не авторитарного наставничества, для Соловецкого музея-заповедника – методическая и организационная поддержка.

Традиционно, итогом занятий в Школе должен был стать практический результат, востребованный с точки зрения музейной работы и полезный для будущих посетителей и гостей. В этом году в качестве закрепления практических навыков музейной работы ребята трудились над созданием игрового путеводителя по Ботаническому саду. Первый вариант маршрутного листа с заданиями был успешно апробирован в один из финальных дней Школы. В него вошли творческие задания, разработанные детьми, с помощью которых юные посетители Ботанического сада смогут самостоятельно подробно познакомиться с достопримечательностями и некоторыми растениями территории. Для оформления путеводителя также были использованы детские рисунки. Надеемся, гости Ботанического сада Соловецкого музея-заповедника смогут воспользоваться готовым путеводителем уже в следующем летнем сезоне.

Красноречиво о результатах Школы юного музейщика 2022 года свидетельствуют отзывы участников, как школьников, так и студентов. Чаще других среди впечатлений встречаются такие понятия, как: дружба, совместная работа, вдохновение, интерес, игры, веселье, новые знания, новые знакомства.