О жизни и труде лицеистов в Соловецком музее-заповеднике

31.08.2022

Завершилась летняя практика обучающихся Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург) в Соловецком музее-заповеднике.

Автор фото: М.Персиянцева. Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Автор фото: М.Персиянцева. Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Автор фото: М.Персиянцева. Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Автор фото: Е. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Автор фото: Е. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.

Уже не первый год старшеклассники приезжают на Соловки как волонтёры, чтобы внести свой вклад в благоустройство островной территории. Главная цель многолетних поездок, ставших уже традиционными, – помощь Ботаническому саду Соловецкого музея-заповедника. Группа проживает в палаточном лагере и выполняет посильные работы по уборке территории и прополке отдельных зон сада. Так, например, в этом году был раскопан розарий, прополоты грядки рядом с центральной аллеей и рокарий на Александровской горке, собрана трава, обустроены розовые клумбы. Также ребята занимались измельчением веток, прополкой деревьев на «Алее друзей».

Помимо основной цели, руководитель школьной группы Марина Александровна Левентуева, рассматривает еще ряд практических задач, связанных с усовершенствованием туристических навыков ребят: как обустроить свой быт в палаточном городке и в походных условиях, научиться готовить на костре, колоть дрова и т.д. «В этом году, - рассказала Марина Александровна, - группа была абсолютно новой, причем состояла из учащихся разных классов, поэтому среди прочих задач была и социализация ребят. Также хотелось познакомить их с историей и природой архипелага. Что, в целом, удалось воплотить в жизнь».

У волонтёров Ботанического сада из Президентского лицея появились даже свои традиции и обычаи. Так, одна из них, идущая еще от самых первых групп, в которых были преимущественно мальчики, предполагает возможность посадить дерево в саду, чтобы оставить о себе символическую память. Изначально традиция распространялась на юношей, позднее для девушек был предложен вариант посадки садовой розы. Саженцы школьники привозят с собой с материка, предварительно согласовывая выбор с руководством сада. В этом году традицию поддержала Влада Работинская, приехавшая в Соловецкий музей-заповедник во второй раз.

Каждый год, помимо помощи Ботаническому саду, для группы выбирается одна-две темы поездки для более глубокого и осмысленного знакомства с разнообразным наследием Соловецких островов. Так, в 2022 году темой практики стала цитата Д.С. Лихачёва «Каждый человек – человек». Заявленная цитата помогла обратиться к исследованию темы человека в сложных обстоятельствах, основных положений общежития и отношений между людьми. Для раскрытия темы для группы была организована экскурсия по музейной экспозиции «История Соловецких лагерей и тюрьмы особого назначения. 1923-1939 гг.». По воспоминаниям участников, она произвела очень сильный эмоциональный отклик и стала одним из самых ярких впечатлений от поездки.

Многие ребята отмечают занятия образовательного центра Соловецкого музея-заповедника. На первой встрече состоялось общее знакомство с географией и природой архипелага. Второе занятие было посвящено жизни и творчеству Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Завершающим этапом стала интеллектуальная командная игра «Что? Где? Когда?», позволившая обобщить полученные знания и систематизировать наблюдения. Из впечатлений участников: «Без этих занятий поездка не была бы цельной. Вводная встреча была хороша тем, что мы познакомились с географией мест и в течение поездки ориентировались на острове, понимая, когда говорят об острове Анзер, где находится мыс Белужий и т.п.».

В целом ребята признаются, что программа оказалась достаточно насыщенной, благодаря этому удалось многое увидеть. Одним из центральных событий всей практики стал трёхдневный поход. За это время школьники суммарно прошли около 55 километров по кольцевому маршруту из Ботанического сада в северную часть острова. Ребята вернулись с новыми впечатлениями, лучшими из которых были купание в озёрах, живописные ландшафты стоянок и само Белое море с мелькающими на горизонте белухами. Не обошлось и без маленьких неприятностей. Но стёртые до мозолей ноги и физическая усталость с торицей перекрывались яркими положительными эмоциями. «Целью похода было познакомить нашу команду с островом и дать возможность ребятам узнать друг друга получше», - рассказала Татьяна Попова. В Президентском физико-математическом лицее традиции туризма сильно развиты и постоянно поддерживаются, поэтому и на Соловецких островах пусть и небольшой пешеходный маршрут был включён в обязательную часть программы.

Помимо Ботанического сада и северного побережья Большого Соловецкого острова, группа лицеистов побывала на Большом Заяцком острове в рамках морской экскурсии Соловецкого музея-заповедника, в велосипедном походе до Переговорного камня и мыса лабиринтов. «Самым ярким впечатлением была природа… А благодаря экскурсиям и встречам удалось заинтересоваться, полюбить наш родной Русский Север, – поделились впечатлениями юные участники группы. – Все мы хорошо потрудились, хорошо отдохнули, открыли для себя мир Русского Севера. У многих появилось желание приехать сюда на будущий год».

Татьяна Попова: «Я представляла часть группы, которая ехала на Соловки не столько за природой и общением, сколько за историей края, живыми «свидетельствами» бывшего лагеря, погружением, пускай и лёгким, в историю монастыря и его атмосферу. Поэтому встречи в музее, разговор про Лихачёва, экскурсия в СЛОНе максимально точно попали в меня и совпали с моими ожиданиями от поездки».

Даниил Зеленин: «Мы отправились на Соловки, чтобы лучше познакомиться с природой, слиться с местом, почувствовать его. Общие впечатления группы очень позитивные».