Открытие VIII Летней школы САФУ на Соловках

26.08.2021

В 2021 году Соловецкий музей-заповедник уже в восьмой раз принимает Летнюю школу Северного (Арктического) федерального университета по теме «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага».

А.Е. Гильдебрант. Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
В.А. Рудакова. Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
В.И. Кузнецов. М.Н. Копица. Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
С.Л. Тюкина. Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.

Традиционная Летняя школа проходит под эгидой ЮНЕСКО в партнёрстве с Соловецким государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником. Ежегодно студенты и магистранты САФУ разных направлений подготовки приезжают на Соловецкие острова с целью исследовательской и проектной работы.

В этом году Школа работает по пяти основным направлениям, которые были представлены руководителями на открытии, после приветственных слов Светланы Тюкиной, руководителя Летней школы, и Екатерины Мазиловой, заведующей образовательным отделом Соловецкого музея-заповедника.

Инженерно-педагогическая мастерская, под руководством Александра Гильдебранта, занимается изучением инженерной истории Соловецкого монастыря. В группе собраны участники, обладающие различными компетенциями, необходимыми для освоения и развития темы. Она представлена и инженерами, которые смогут понять, как устроены механизмы, и педагогами с опытом работы с детьми, и специалистами по 3D-моделированию. Вызов для команды – научиться работать и взаимодействовать вместе, чтобы создать общий качественный продукт. В этом году в фокусе внимания инженерно-педагогической мастерской устройство монастырской мельницы и Мельничного канала.

Историко-педагогическая мастерская входит в состав Летней школы уже второй год. Ею руководят Михаил Копица и Василий Кузнецов. Участники мастерской ставят задачу – создать готовый продукт в виде дидактической игры, посвященной истории Соловецкого архипелага. Разрабатываемая методика призвана помочь приезжающим на острова гостям и всем, интересующимся их историей, сделать многослойную историю Соловков ближе и понятнее, провести время весело, интересно и с пользой. Разработки игр могут быть представлены в качестве сувенирной продукции в музее. Участники группы убеждены, что игра – как самый древний метод обучения, пользуется спросом и популярностью и в современном мире.

Экологическое направление в Летней школе представлено мастерской под руководством Веры Рудаковой. Экология – единственная тема, которая красной нитью проходит через все смены. В этом году группа исследует влияние деятельности человека на состояние природных водоёмов. Мастерская предлагает также и совершенно новые методики. Например, предполагается провести оценку состояния помещений и экспонатов музея с точки зрения микробиологической безопасности, в сотрудничестве с Ботаническим садом Соловецкого музея-заповедника апробировать способ микроклонального размножения различных растений.

Музыкальной мастерской руководит Анна Ширяева. Тема истории музыки на Соловках была поднята в рамках Летней школы еще три года назад. Тогда была составлена общая хронологическая картина соловецкой музыкальной культуры. В прошлом году более детально стала исследоваться история музыки в период Соловецкого лагеря особого назначения, результаты были представлены в формате короткометражного просветительского фильма. Мастерская продолжает работать над темой в этом проектном году.

Инженерно-архитектурной мастерской, под руководством Георгия Гарамова, предстоит заняться составлением особой интерактивной карты экскурсионных маршрутов и достопримечательностей и разработкой рекомендаций по установке дополнительных навигационных указателей, малых архитектурных форм, рекреационных зон и т.п.

По результатам практической недельной работы на Соловках для каждой мастерской состоится защита проектных идей. Организаторы Летней школы ставят перед студентами задачу подготовить не просто учебную работу, но жизнеспособный проект, который будет востребован местным сообществом, туристами, музеем или другой целевой аудиторией. Важен и сам творческий, исследовательский процесс, который для каждого становится наполненным своими собственными смыслами, эмоциями и переживаниями, связанными с Соловецкими островами.