«Участие в конференции – это определённый ориентир, который для меня очень важен»: интервью с О. Н. Гуровым

04.09.2023

Рады представить вашему вниманию серию интервью с участниками конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», прошедшей на Соловецких островах летом 2023 г.

Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Источник фото: Соловецкий музей-заповедник.
Источник фото: Соловецкий музей-заповедник.

В июне этого года в Соловецком музее-заповеднике состоялось одно из главных научных событий летнего сезона – научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей». В 2023 году она была приурочена к 100-летию создания Соловецкого лагеря особого назначения. В ходе работы конференции сотрудники нашего музея взяли интервью у некоторых из участников. Мы попытались более подробно узнать о научных интересах приехавших исследователей, их философских и общественных взглядах, впечатлениях от научного события и Соловецких островов. Представляем вашему вниманию интервью с первым участником – Гуровым Олегом Николаевичем.

Олег Николаевич Гуров - доцент Экономического факультета МГУ, доцент философского факультета ГАУГН, научный сотрудник и преподаватель МГИМО. На конференции им был представлен доклад на тему «Судьба музыканта в эпоху перемен: история Н. Я. Выгодского».

Вы впервые принимаете участие в конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей». Случалось ли Вам посещать Соловецкие острова ранее?

Мне приходилось бывать и в Архангельске, и в Мурманске, и в Великом Новгороде, и в Пскове, но на Соловках я впервые. Север мне очень нравится, потому что одна из линий моих предков из Архангельской области, поэтому на Север меня всегда тянуло.

Соловки до этого момента оставались недосягаемым ориентиром, куда я всегда стремился. Но поскольку из Москвы до островов добираться больше суток, то поездка сюда в туры выходного дня никогда не входила. Для меня особенно приятно, почетно и важно было получить приглашение на конференцию от Анны Петровны Яковлевой (прим. ведущий научный сотрудник Соловецкого музея-заповедника)! К тому же, я не только сам воспользовался приглашением, но также взял с собой дочку, для того, чтобы дать ей возможность познакомиться с этим уникальным местом.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о выбранной Вами теме. Какова цель Вашего исследования?

Я являюсь междисциплинарным исследователем и занимаюсь изучением вопросов на стыке философии, культуры и истории. В случае данного исследования сюда включена еще и личная, родовая история. Собственно, к теме исследования я подошёл через моего прадедушку небезызвестного математика Марка Выгодского, у которого был младший брат Николай Выгодский. В моём отчестве отражается его имя, потому что моего отца назвали именно в честь Н. Я. Выгодского, который был поистине легендой семьи, гениальным музыкантом, которого настигла трагическая судьба.

В рамках этого комплексного исследования я установил первоначальные факты биографии практически забытого и незаслуженно недооцененного в музыкальной, педагогической и общественной сфере деятеля – Николая Яковлевича Выгодского. Я делаю первые шаги для того, чтобы привлечь внимание к его личности. И поскольку являюсь междисциплинарным исследователем, то я пытаюсь его раскрыть не только с точки зрения истории и биографии, но и показать, как личность неординарного, талантливого человека развивается и разрушается в контексте масштабных исторических и цивилизационных событий.

Как Вы считаете, каков портрет человека, который в непростые времена берет на себя смелость заниматься спасением и сохранением культурного наследия? Какими качествами он обладает?

Тот период, о котором мы говорим – это время революционных изменений, и я думаю, что речь в основном шла не о спасении культурного наследия, а о его преобразовании, о его прогрессе и совершенствовании. Революция дала кому-то иллюзию, а кому-то действительную возможность принять значительное участие в преобразованиях, и это было очень важно для людей – самореализоваться и изменить мир к лучшему. Поэтому я думаю, что большинством людей, независимо от того пытались ли они сохранить или создать что-то новое, двигало искреннее желание внести свой вклад в улучшение жизни, то есть вечное идеалистическое стремление сделать мир лучше и поучаствовать в этом.

Вы являетесь преподавателем высших учебных заведений, и, конечно же, Вы - пишущий исследователь. Как вы считаете, кто является «идеальным» читателем Ваших научных работ?

Хороший вопрос! Вообще, в науку, преподавание и исследования я пришел из просвещения и популяризаторства, потому что долгие годы я работал в бизнесе, занимался корпоративным обучением. Потом меня стали приглашать на различные мастер-классы в высшие учебные заведения, далее я защитил кандидатскую диссертацию по философии по теме трансформации природы человеческого в контексте развития технологий, начал писать докторскую, и, собственно, к академическим исследования я пришёл от обратного, не по стандартному пути.

Поэтому я, конечно, считаю, что не должно быть разрыва между наукой и общественной жизнью. То есть в современном мире, когда очень много информационных потоков друг с другом сливаются и создают избыток информации, важно качественную информацию переводить на общепонятный язык, транслировать её и доводить до молодежи и всей общественности. И здесь, конечно, главным является, то что я называю «этически-морально-нравственным узлом», который позволяет в этих непростых условиях выработать независимую позицию, отделить добро от зла, хорошее от плохого и быть субъектом независимым. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы мои, может быть, не всегда простые работы, были написаны таким языком и были отформатированы в публикациях таким образом, чтобы привлекать внимание специалистов: чтобы нести некую дидактическую ценность и теоретическую базу, и в тоже время быть интересными. Ну и собственно, привлекать молодежь и неспециалистов к тем темам, которые я исследую.

Как Вы считаете, с помощью каких средств, можно привлечь молодое поколение к прочтению научно-исследовательских работ? Какие формы работы для этого можно использовать?

Я со своими студентами активно работаю: приглашаю их на мероприятия, вместе с ними публикую статьи, инициирую какие-то простые молодежные события по интересным темам. Но, конечно же, это очень узкий круг людей, которых удается привлечь в этом плане. И поэтому необходимо переформатировать науку и сейчас ее самое модное направление – «сторителлинг», при котором с помощью драматургических инструментов меняются стандартные научные работы, истории становятся интересными. Естественно, необходимо использование цифровых технологий для того, чтобы сделать это более доступным, визуализацию, продвижение по социальным медиа и прочее. Мы уже с вами переходим в сферу цифрового маркетинга… Я думаю, что тут ничего другого по сравнению с тем, что происходит в других сферах, найти невозможно, это все часть единого процесса, очередной революции, которая происходит в обществе.

Что для Вас означает участие в этой конференции?

Во-первых, я очень благодарен организаторам за то, что меня пригласили, потому что для меня это само по себе очень важное событие. Я историк по первому образованию, но сейчас я себя позиционирую и развиваюсь как философ. И то, что сейчас я подготовил несколько публикаций, посвященных конкретным личностям и по стечению обстоятельств моим родственникам, то это для меня определенный вызов. Тот факт, что меня пригласили на значимую конференцию с участием известных и уважаемых в своей сфере экспертов - для меня определенный ориентир, который очень важен.