Продолжаем цикл публикаций к 80-летию образования Учебного отряда Северного флота на Соловецких островах. В четвёртом выпуске мы расскажем о том, специалистов каких военно-морских специальностей готовили школы, как в них было организовано обучение.
Военная обстановка в стране нашла отражение в учебной и воспитательной работе Учебного отряда. Перед подразделением была поставлена задача – в короткий срок дать армии квалифицированных специалистов, способных с приходом на корабли и в части флота встать на боевую вахту. Выполняя поставленную задачу, школы Учебного отряда готовили для флота специалистов следующих специальностей:
1. Объединенная школа: сигнальщиков, рулевых, писарей, коков, кладовщиков, химистов, боцманов ТК, содержателей шхиперского снабжения (орфография сохранена), топливного и технического снабжения, баталеров вещевого снабжения, баталеров продовольственного снабжения.
2. Школа оружия: комендоров зенитных, комендоров палубных, дальномерщиков, минеров, артиллерийских электриков, пулеметчиков, пулеметчиков зенитчиков, торпедистов, оружейников, минных электриков, комендоров МЗА, торпедных электриков, визирщиков.
3. Электромеханическая школа: мотористов дизелистов, мотористов ТК, машинистов котельных, электриков п/состава, электриков прожектористов, машинистов турбинистов, машинистов трюмных, машинистов поршневых установок, мотористов дизелистов БО, мотористов котельных БО, мотористов легкого топлива, кладовщиков топливного технического снабжения.
4. Школа связи: радистов, электриков связи, специалистов скрытой связи, телеграфистов, телефонистов, гидроакустиков.
5. Школа младших авиационных специалистов (ШМАС ВВС СФ): авиамотористов, воздушных стрелков-радистов, оружейников, электриков-прибористов, метеорологов.
6. Школа юнг: радистов, рулевых, боцманов н/к, боцманов ТК, мотористов ТК, мотористов дизелистов, артиллерийских электриков, торпедных электриков, штурманских электриков.
Наряду с этим Отряд должен был научить курсантов действиям на сухопутном фронте, в морской пехоте, в десантных операциях.
Преподавательский состав в 1941-1945 годах состоял из кадровых военных, имевших стаж хождения на кораблях, профессионалов-педагогов и специалистов-моряков, получивших педагогический опыт в школах Учебного отряда. Всего во время войны было подготовлено 116 старших инструкторов, 32 человека переведены на офицерские должности.
Под учебные классы и оборудование кабинетов использовались деревянные жилые дома. Первоначальной базой для создания кабинетов Отряда послужила материальная часть, привезенная Объединенной школой из Учебного отряда Балтийского флота. С открытием навигации 1941 года начало поступать оборудование. В короткий срок были созданы кабинеты:
1) в Объединенной школе: военно-морского дела, мореходных инструментов, машинописи, сигнального дела;
2) в Школе оружия: военно-морского дела, материальной части артиллерии, электротехники, дальномеров, торпедный, минно-тральный, химический, чертежный и др.;
3) в Школе связи: электротехники (2 кабинета), военно-морского дела (2 кабинета), радиоаппаратуры (9 кабинетов), проволочной связи (5 кабинетов);
4) в Электромеханической школе: военно-морского дела, мотористов-дизелистов, мотористов ТК, электротехники сильных токов и др.
Дальнейшее оборудование кабинетов, пополнение их новыми пособиями шло, главным образом, за счет рационализаторской и изобретательской работы личного состава. Всего за 1941-1945 года было реализовано 276 рационализаторских предложений. Например, был сделан точный макет Белого моря, с показом всей береговой линии, рельефа дна, всех островов, портов, заливов, маяков. В период войны было написано и опубликовано несколько книг – методических руководств.
Принятые сокращения: БО – береговая оборона, МЗА – минно-заградительная артиллерия, ТК – торпедный катер